«Сейчас встает вопрос, каким образом нам постараться преодолеть санкционные ограничения, которые в первую очередь введены на российскую инфраструктуру и тем не менее распространяются через инфраструктуру на российских держателей ценных бумаг, в первую очередь, российского розничного инвестора», — сказал он, выступая в Совете Федерации.
Первый вариант, когда есть прямые встречные обязательства. «Не частый вариант, но он встречается, и в этом смысле российское лицо имеет обязательство перед иностранным лицом, иностранное лицо — перед российским, и они фактически могут обменяться этими обязательствами, в том числе, путем замещения их ценными бумагами», — пояснил он.
«Для этого у нас должна пройти разрешительная межправкомиссия, за рубежом должно быть получено какое-то разрешение их санкционных органов, но такого рода сделки осуществляются. Вопрос, носят ли они массовый характер. Нет, не носят, по объему они даже могут быть неплохими, но это единичные случаи», — отметил Чистюхин.
Второй обсуждаемый вариант — создание пулов держателей иностранных ценных бумаг, которые могли бы осуществить волеизъявление относительно того, чтобы продать свои бумаги.
«Мы при этом считаем, что продать их не с дисконтом, а с премией. Продать за что? За счет средств на счетах типа «С», которые есть у иностранных юридических и физических лиц. Почему с премией? Потому что средства, которые попали на счета типа «С», многие иностранные лица уже давно отрезервировали. То есть они фактически для них стоят ноль. В этом смысле получение хоть чего-то — это уже большой плюс», — сказал он.
«Такого рода реализация такой схемы — пул ликвидности — это очень большой юридический процесс, его нужно правильно оформить, и технологический процесс или организационный. Я понимаю, что мои коллеги в Центральном банке сегодня работают над данной схемой, но она очень непроста в исполнении», — заключил Чистюхин.
В беседе с журналистами он отметил, что идея создания компенсационного фонда для российских инвесторов не находится в повестке.
«Эта идея точно не на повестке, она точно не в активной повестке. Нам представляется, что у нас будут другие приоритетные предложения для того, чтобы решить вопрос с заблокированными активами. Мы пока не усматриваем создание компенсационного фонда. Ситуация продолжает развиваться», — сказал он.
«Вопрос в том, что остаются заблокированные активы и с ними нужно что-то делать. Как я уже говорил, это вопрос повышения доверия инвесторов на финансовом рынке. Надо найти механизмы, которые позволят инвесторам вернуть хотя бы часть из заблокированных средств, и мы над этим работаем. Просто компенсационный фонд сегодня не является приоритетным механизмом», — добавил он.
https://1prime.ru/finance/20230620/840883125.html