Фондовый рынок и его роль в финансировании экономики РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
ФОНДОВЫЙ РЫНОК / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / ФИНАНСЫ / ЭКОНОМИКА РОССИИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ РФ / ПРОБЛЕМЫ ФОНДОВОГО РЫНКА / ФОНДОВЫЙ РЫНОК РФ / БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / РОЛЬ ФОНДОВОГО РЫНКА / ФОНДОВЫЙ РЫНОК И ЭКОНОМИКА / STOCK MARKET / FINANCIAL MARKET / FINANCES / ECONOMY OF RUSSIA / THE FINANCING OF THE RUSSIAN ECONOMY / STOCK MARKET PROBLEMS / THE STOCK MARKET OF THE RF / THE BANKING SECTOR / THE ROLE OF THE STOCK MARKET / THE STOCK MARKET AND THE ECONOMY
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филатова Татьяна Васильевна, Дунаева Анастасия Игоревна, Удачин Никита Олегович
В данной» работе было проведено исследование роли фондового рынка в финансировании экономики России . Чтобы ответить на вопрос является ли финансовая система России рыночной авторы использовали показатели, предложенные зарубежными авторами. Значения данных показателей показали, что в настоящее время роль финансовой системы для экономики нашей страны значительно выше, чем роль банковского сектора и что в РФ установилась рыночная финансовая система. Однако, дальнейшее исследование проблемы показало, что это не так. Причиной такого положения дел является высокая спекулятивность российского фондового рынка, а также чрезмерно завышенная величина его капитализации. При анализе источников финансирования инвестиций российских компаний и объема IPO на фондовом рынке стало ясно, что в настоящее время в нашей стране действует банковская финансовая ситема, а значение фондового рынка в финансировании экономики сводится к минимуму. Данную ситуацию следует объяснить тем, что в действительности лишь незначительная доля инвестиционных проектов финансируется компаниями за счет привлечения денежных средств с фондового рынка. В заключении авторами предлагаются возможные решения по проблемам, выявленным в ходе исследования.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Филатова Татьяна Васильевна, Дунаева Анастасия Игоревна, Удачин Никита Олегович
Особенности организации фондовых рынков развитых стран как основа формирования национального финансового центра России
Проблемы повышения инвестиционной привлекательности рынка ценных бумаг Российской Федерации: теоретические аспекты
In this study, the role of the stock market in financing the Russian economy was investigated. To answer the question whether the Russian financial system is market, the authors used the indicators proposed by foreign authors. The values of these indicators showed that the current role of the financial system for the economy of our country is much higher than the role of the banking sector and that in the Russian Federation the market finansial system has taken place. However, the further study of the problem showed that it is not so. The reason for this is the high speculation of the Russian stock market , as well as excessively high value of its capitalization. Analyzing the sources of the financing the investment of the Russian companies and IPO volume in the stock market , it became clear that at the present time in our country a banking financial redundant system is taking place, and the value of the stock market in financing the economy is minimized. This situation should be explained by the fact that in reality only a small proportion of the investment projects financed by the companies by attracting money from the stock market . In conclusion, the authors suggest possible solutions to the problems identified in the study.
Текст научной работы на тему «Фондовый рынок и его роль в финансировании экономики РФ»
УДК 336.761.6 (045)
Филатова Татьяна Васильевна
ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Декан факультета «Государственное и муниципальное управление», кандидат экономических
наук, профессор кафедры «Корпоративные финансы»
Дунаева Анастасия Игоревна
ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Студентка факультета «Г осударственное и муниципальное управление»
Удачин Никита Олегович
ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Студент факультета «Государственное и муниципальное управление»
Фондовый рынок и его роль в финансировании экономики РФ
1 119454, ул. Лобачевского, дом 92, корп. 3, кв. 61
Аннотация. В данной» работе было проведено исследование роли фондового рынка в финансировании экономики России. Чтобы ответить на вопрос является ли финансовая система России рыночной авторы использовали показатели, предложенные зарубежными авторами. Значения данных показателей показали, что в настоящее время роль финансовой системы для экономики нашей страны значительно выше, чем роль банковского сектора и что в РФ установилась рыночная финансовая система. Однако, дальнейшее исследование проблемы показало, что это не так. Причиной такого положения дел является высокая спекулятивность российского фондового рынка, а также чрезмерно завышенная величина его капитализации. При анализе источников финансирования инвестиций российских компаний и объема 1РО на фондовом рынке стало ясно, что в настоящее время в нашей стране действует банковская финансовая ситема, а значение фондового рынка в финансировании экономики сводится к минимуму. Данную ситуацию следует объяснить тем, что в действительности лишь незначительная доля инвестиционных проектов финансируется компаниями за счет привлечения денежных средств с фондового рынка. В заключении авторами предлагаются возможные решения по проблемам, выявленным в ходе исследования.
Ключевые сова: фондовый рынок; финансовый рынок; финансы; экономика России; финансирование экономики РФ; проблемы фондового рынка; Фондовый рынок РФ; банковский сектор; роль фондового рынка; фондовый рынок и экономика.
Идентификационный номер статьи в журнале 138БУЫ314
В любой экономике важной составляющей является фондовый рынок, так как он (наряду с банковским сектором) является инструментом перераспределения средств от экономических агентов, имеющих свободные средства, к экономическим агентам, нуждающимся в дополнительном финансировании. Для каждой финансовой системы определяющим фактором является степень вовлеченности банковского сектора и фондового рынка в процесс финансирования инвестиционной активности предприятий. Развитие фондового рынка повышает степень участия компаний в процессе привлечения дополнительных средств для своих инвестиционных программ путем размещения своих ценных бумаг на рынке, также развитый фондовый рынок играет ключевую роль в финансировании экономики по сравнению с банковским сектором. Если фондовый рынок в стране развит недостаточно, то возможна ситуация, при которой компаниям не будет хватать средств для финансирования своих нужд, инвестиционных проектов и т.д. Результатом этого будет отсутствие новых рабочих мест, снижение выпуска продукции и производительности труда, что в свою очередь приведет к снижению реальных доходов населения и, как следствие, к снижению спроса в экономике. Итогом вышеперечисленного может стать ситуация, когда страна войдет в стагнацию.
Говоря о значении фондового рынка для страны, следует также отметить тот факт, что наличие развитого фондового рынка способствует притоку иностранных инвестиций в экономику страны, что является крайне важным для тех стран, где потребность в инвестиционных средствах выше, чем величина создаваемых сбережений. Для примера рассмотрим ситуацию в России. Не смотря на развивающуюся экономику с высокой доходностью проблема недостатка долгосрочных инвестиций до сих пор не решена, так как иностранные инвесторы больше склонны к портфельным инвестициям, а не к прямым. Для решения сложившейся проблемы в настоящее время ведется работа по созданию Международного финансового центра в Москве. Но следует понимать, что для того, чтобы привлечь иностранных инвесторов в нашу экономику, необходимо в первую очередь провести ряд структурных изменений на фондовом рынке.
Как уже было сказано, в нашей стране развит банковский сектор, роль же фондового рынка в финансировании экономики страны пока еще не столь высока. При этом однозначно сказать, является ли такая ситуация благоприятной или наоборот — нужно что-то менять, нельзя. В любом случае, развитие фондового рынка имеет ряд преимуществ, которые будут рассмотрены далее.
Рассматривая перспективы развития фондового рынка в России нужно начать с того, что в 2008 г. у Правительства и Министерства финансов появилась идея по созданию Международного финансового центра в Москве. Эта идея была продиктована необходимостью создания условий в нашей стране по привлечению инвесторов, которые бы приходили на наш рынок с долгосрочными перспективами работы, чтобы это не были исключительно те спекулянты, которые покинули Россию сразу же после первых признаков надвигающегося кризиса 2008 г. В 2011 г. была создана специальная рабочая группа, задачей» которой» является разработка программы по достижению намеченной» цели. Нужно отметить, что эта задача изначально казалась трудновыполнимой, учитывая, что в 2008 г. Москва была лишь на 68 месте из 79 городов в рейтинге Global Financial Centres Index, который» ежегодно составляется консалтинговой» группой» Z/Yen Group. При этом первые места заняли такие города, как Лондон, Нью-Йорк, Гонконг и Сингапур.
В 2008 г. Министерством экономического развития РФ был разработан первый» проект Концепции создания международного финансового центра в Российской Федерации, в соответствии с которой» было необходимо провести ряд реформ в разных отраслях экономки до 2015 г.: усовершенствовать налогообложение на фондовом рынке, принять эффективный
закон по борьбе с инсайдерской торговлей, усовершенствовать судебную систему, чтобы она была способна препятствовать правонарушениям на рынке, увеличить разнообразие инструментов на фондовом рынке и улучшить его инфраструктуру. Спустя 4 года после разработки концепции можно сказать, что первые результаты деятельности в этом направлении уже есть, но сделать предстоит еще много всего. Это подтверждается в том числе тем, что Москва по состоянию на 2013 г. переместилась лишь на 65 место в указанном выше рейтинге.
Одной из главных реформ можно назвать создание единой биржи на основе РТС и ММВБ в конце 2011 г. Это было необходимо для повышения технологической оснащенности биржи, для повышения удобства работы на российском рынке как для иностранных, так и для отечественных инвесторов за счет появления возможностей по торговле инструментами на разных площадок с одного расчетного счета. Рубен Аганбегян, бывший президент ММВБ, один из наиболее активных участников процесса по объединению бирж в одном из интервью «Ведомостям» отмечает, что иностранные инвесторы уже давно спрашивали представителей биржи о том, когда же это произойдет, и по достоинству оценили произошедшие изменения.
Последующим и логическим решением вслед за объединением бирж стало объединение двух крупнейших депозитариев нашей страны. 6 ноября 2012 г. ФСФР законодательно присвоила НКО ЗАО «Национальному расчетному депозитарию» статус центрального депозитария. К нему присоединился ЗАО «ДКК», который до этого момента был крупнейшим расчетным депозитарием по акциям.
Еще одним очень важным шагом к созданию МФЦ в Москве стало решение об объединении ЦБ и ФСФР и создание на их базе мегарегулятора по принципу ФРС в США. В результате создания мегарегулятора установится единый контроль за банками и фондовым рынком, что является необходимостью, т.к. сейчас финансовая система становится все сложнее и сложнее, а многие холдинговые компании (например, ФК «Открытие») ведут деятельность как в банковском бизнесе, так и на фондовом рынке и в сфере страхования. Отметим, что создание единой биржи и центрального депозитария, а также планы по объединению ЦБ и ФСФР вносят существенный вклад в улучшение инфраструктуры фондового рынка в России.
Одним из последних знаковых достижений, способствующих созданию МФЦ в Москве, стал запуск торгов акциями первого иностранного ЕТБ-фонда на ММВБ 29 апреля 2013 г. Фонды ЕТБ уже давно существуют на зарубежных фондовых рынках и зарекомендовали себя, как очень хорошие инструменты по диверсификации рисков для непрофессиональных инвесторов. В России же о вводе этого инструмента в обращение говорили последние 3 года и для того, чтобы осуществить это, в июле 2012 г. Государственная Дума провела изменение в закон «Об инвестиционных фондах», введя само понятие биржевого ПИФа. Начало торговли акциями ЕТБ-фонда в России, которые как класс финансовых продуктов зарекомендовали себя за рубежом, говорит о том, что работа по повышению разнообразия инструментов на фондовом рынке России ведется, и процесс не стоит на месте.
Сам факт появления планов о создании МФЦ в Москве дает нам понять, что власти в нашей стране всерьез задумались о важности фондового рынка для экономики страны. И это несмотря на то, что вероятность воплощения этих планов не очень высока, и у этой затеи очень много скептиков, как в России, так и за рубежом. Проблема заключается в том, что все действия, которые сейчас предпринимаются для реализации этого плана, относятся напрямую к изменениям на фондовом рынке. В результате этих мер действительно улучшится его инфраструктура, увеличится разнообразие финансовых инструментов, и он станет более понятным и удобным для отечественных и иностранных инвесторов, но это будет всего лишь
достаточным условием для возникновения предпосылок для того, чтобы Москва действительно стала одним из мировых финансовых центров. Необходимым же условием должно быть коренное изменение в представлении о нашей стране у иностранных инвесторов. Большинство инвесторов в мире, которые хоть как-то рассматривают нашу страну в качестве потенциального объекта для инвестиций, пока видят в нашей стране только развивающуюся экономику с высокой доходностью и одновременно высокими рисками. В нашей стране высокие политически риски, экономика чрезмерно зависит от цен на нефть, и в нашей стране высоки валютные риски из-за слабости рубля по отношению к мировым валютам. Здесь нужно также упомянуть слабую правовую систему, о которой уже шла речь во 2-й главе. Все это отпугивает долгосрочные инвестиции в нашу страну. Поэтому и получается так, что к нам в страну приходят в основном портфельные инвесторы, которые хотят снять сливки в период роста и стабильности, а как только на рынках появляются признаки нестабильности, то они сразу же распродают активы и уходят с рынка. Как результат получаем все проблемы, о которых уже шла речь выше — это чрезмерная цикличность экономики и нехватка длинных денег. Поэтому для того, чтобы решить существующую проблему нужно снижать зависимость экономики нашей страны от цен на нефть, реформировать законодательную и судебную системы, менять политическую систему в стране. Если будет комплекс таких мер, тогда план по созданию МФЦ в Москве может быть со временем реализован, а пока, как видим, проводимые изменения никак не меняют место Москвы в рейтинге финансовых центров мира.
При анализе перспектив развития фондового рынка в России стоит также рассмотреть пенсионную реформу. Эту реформу нельзя причислить к мерам, которые начали предприниматься с целью создания МФЦ в Москве, потому что она была начата еще в 2002 г. У этой реформы было несколько целей: создание нового принципа пенсионной системы, где каждый человек сам копит деньги на свою старость и создание драйвера для развития фондового рынка за счет инвестирования сбережений населения на фондовом рынке через пенсионные фонды (государственные и негосударственные). Эта реформа проводилась по зарубежному опыту, где средства пенсионных фондов являются основным источником длинных денег в экономике, которых так не хватает нашей стране. Но итогом 10 летнего хода реформы стал закон, подписанный 4 декабря 2012 г., о том, что с 2014 г. принцип накопительной пенсии сохранится только для тех граждан, которые сами захотят этого и напишут заявление об этом в отделение Пенсионного Фонда РФ. При этом граждане смогут выбрать размер накопительных отчислений, который может варьироваться от 2 до 6%. Главной проблемой для успешной реализации реформы, которая изначально задумывалась для всех граждан младше 1967 г., стало то, что на данный момент при переводе всех людей такого возраста на накопительную пенсию у Пенсионного Фонд и в бюджете просто не будет достаточных средств для выплат пенсий нынешним пенсионерам. Если бы данная реформа была бы реализована в полной мере, то это было бы очень хорошим драйвером для развития фондового рынка в нашей стране. Но пока что только чуть больше 22 млн. чел. перешли на накопительную систему, и их накопления инвестируются на фондовом рынке. Однако у оставшейся активной части населения есть еще большая часть 2013 г. для того, чтобы перейти на накопительную систему, и, возможно, что по итогам реформы эта цифра приблизится к 30 млн. чел. Но даже накопления этих людей уже могут со временем дать отечественному фондовому рынку необходимые длинные деньги, в которых он так нуждается.
Минус слабого развития фондового рынка заключается в том, что маленьким компаниям с высокотехнологичным или просто нетривиальным продуктом сложно получить финансирование в банке, т.к. у них не хватает материальных активов для залога, а будущий потенциал развития банк чаще всего не оценивает. Здесь стоит отметить, что на российских
биржах работают такие площадки для компаний малой капитализации. Рассмотрим их более подробно.
Первой открывшейся площадкой была RTS start, которая открылась на РТС в 2007 г. Она была создана для компаний малой и средней капитализации, у которых не было ресурсов для выхода на основную площадку РТС. За первый год на этой площадке было проведено 5 выпусков акций компаний из разных отраслей экономики. Однако с момента объединения бирж и создания Московской биржи эта площадка перестала существовать.
Также аналогичная площадка была создана на ММВБ в июне 2007 г. Ее название -сектор инновационных и растущих компаний (ИРК). Она была создана прежде всего для высокотехнологичных компаний из таких отраслей, как телекоммуникации, интернет, разработка ПО, биотехнологии и электроника. У этой площадки есть критерий не только по отрасли и технологичности, но и по темпу роста выручки, который должен быть не меньше, чем 20% за прошедший год. Однако, компании не с высокотехнологичными продуктами также могут разместиться на этой площадке, если ожидаемый уровень капитализации мог достигнуть минимальной отметки в 100 млн. руб. После объединения бирж данная площадка продолжила свою работу но под названием Рынок инноваций и инвестиций Московской биржи (РИИ). По данным на конец апреля 2013 г. на этой площадке обращались акции 21-й компании.Также кроме РИИ на Московской бирже работает РИИ 2. Она была создана для совсем маленьких компаний, у которых очень мало средств для проведения размещения.
Работа рассмотренных площадок, поддерживает компании малой капитализации, занимающиеся высокими технологиями и желающими получить финансирование на рынке. Это хороший опыт для дальнейшего развития этого рынка, учитывая, что объем торгов на площадке РИИ за 2012 г вырос на 50% по данным презентации Московской биржи на апрель 2013 г.
Фондовый рынок России в настоящее время является сильно монополистичным, многие из отраслей, такие как нефтегазовая и строительная недоступны для конкуренции, так как процесс ценообразования в этих отраслях является далеко не рыночным и конкуренцию там отсутствует в принципе. Предприятия просто не имеют возможности выхода на эти рынки. Хотя для полного формирования большинства рынков необходимо развитие фондового. Восстановление фондового рынка в нашей стране должо начаться тогда, когда инвесторы начнут доверять компаниям, банкам, партнерам, государству, чему будет способствовать решение проблем ликвидности и притока иностраннго капитала.
Для успешного развития фондового рынка в нашей стране необходимо провести комплекс мер, котрый будет включать в себя:
1. Совершенствование законодательства, где особое внимание будет уделено именно налоговому законодательству, так как оно в ряде случаев не принимает во внимание особенности налогооблажения некоторых видов операций с финансами и его нормы в отношении российского финансового рынка не всегда совпадают с аналогичными терминами и понятиями, которые закреплены в гражданском законодательстве и в законодательстве в сфере рынка ценных бумаг. Это создает проблемы неоднозначности толкования некоторых норм в законодателстве. Зачастую режим налогооблажения на финансовом рынке РФ является более жестким, нежели в других мировых финансовых центрах. В настоящее время существует объективная необходимость в принятии мер, увеличивающих привлекательность налогооблажение на российском финансовом рынке. Это позволит конкурировать с мировыми финансовыми центрами.
2. Снижение административных барьеров и упрощение процедур. За последнее время ФСФР России приняла ряд мер, которые упростили процедуры государственной регистрации выпусков ценых бумаг, что стало одним из ключевых факторов в увеличении роста объемов операций с ценными бумагами на российском рынке. Вместе с тем, данная работа еще не закончена. Также следует упростить процесс эмиссии ценных бумаг, в тех случаях, когда данные ценные бумаги конвертируются в ценные бумаги, имеющие тот же объем прав и ту же долю акционеров в уставном капитале.
3. Развитие срочного рынка и рынка коллективных инвестиций. В настоящее время ФСФР России уже подготовила концепцию и проект соответствующего нормативного акта. Определенный спектр проблем российского срочно рынка вызван сегментацией его регулирования по базовому активу и отсутствием единого государственного органа, в чью компетенцию входили бы функции по регулированию, контролю и надзору. Путем разработки и принятия нормативноправовых актов необходимо принять меры, которые будут направлены на расширение круга финансовых инструментов для инвестирования средств институтов коллективных инвестиций, включая иностранные ценные бумаги; создание новых видов инвестиционных фондов, которые будут ориентированы наинвестирование в те сектора экономики, которые являются приоритетными; совершенствование контроля за сохранностью средств коллективного инвестирования со стороны специализированного депозитария; внедрение системы по управлению рисками при совершении срочных сделок институтами коллективного инвестирования.
4. Совершенствование качества корпоративного управления. В течение последних нескольких лет в нашей принято много мер по обеспечению необходимого качества корпоративного управления. Между тем, существует ряд проблем, который требует решения как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Также необходимо исправить несостыковки норм различных нормативных правовых актов, которые касаются ответственности руководителей обществ, а также уточнить процессуальный статус акционера, который предъявляет иск в интересах общества.
5. Улучшение механизмов привлечения инвесторов и механизмов защиты их интересов. Непрерывная и грамотная деятельность населения на финансовом рынке является одним из факторов, определяющих не только уровень жизни в стране, но и показывающих степень зрелости финансового рынка, который обспечивает трансформацию индивидуальных сбережений граждан в необходимые экономике инвестиции. Это также свидетельствует о росте осведомленности населения о состоянии финансового рынка, о понимании ими базовых принципов его функционирования. Регулирование этой области со стороны государства должно быть направлено на усиление элемнтов сознательного поведения розничных инвесторов, их защиту, создание условий снижения рисков индивидуальных инвестиций, исключение спонтанности, необдуманного риска и азарта, обычно сопутствующих ранним стадиям развития рынка ценных бумаг и инвестиционной активности населения. Повышение интереса населения к финансовому рынку и стимулирование инвестирования на финансовом рынке индивидуальных сбережений обеспечивается рядом мер, в том числе в области совершенствования налогообложения, о чем сказано выше. Важным средством стимулирования
участия розничных инвесторов на финансовом рынке могут стать компенсационные и страховые схемы.
6. Совершенствование регулирования на финансовом рынке. Совершенствование регулирования на финансовом рынке должно осуществляться по трем основным направлениям: во-первых, повышение роли СРО и установление их более тесной связи с государственным регулятором финансового рынка, во-вторых, унификация норм и правил государственного регулирования деятельности на финансовом рынке с постепенной концентрацией государственных функций по регулированию, контролю и надзору на финансовом рынке в одном государственном органе, в-третьих, развитие системы пруденциального надзора;
7. Предупреждение и пресечение недобросовестной деятельности и совершенствование регулирования. Предотвращение манипулирования ценами и совершения сделок на основе инсайдерской информации. Крайне актуальной остается задача принятие закона о противодействии злоупотреблений на финансовых и товарных рынках. Указанный законопроект разработан ФСФР России и согласован с заинтересованными органами исполнительной власти. Вместе с тем, принятие этого закона требует не только отдельных юридических уточнений редакции его положений, но и более широкой и публичной работы по формированию таких правил и этики поведения участников рынка ценных бумаг, которые бы исключали возможности манипулирования ценами, использования инсайдерской информации. Определенные меры по предотвращению указанных злоупотреблений на организованном рынке могут быть приняты незамедлительно в рамках действующего законодательства с опорой на инициативу и сознательность наиболее ответственных участников финансового рынка и работников регулирующих органов;
8. Консолидирование и формирование положительного имиджа. Важным фактором повышения конкурентоспособности российского финансового рынка является создание его позитивного имиджа в глазах отечественных и зарубежных инвесторов. Необходимо сосредоточить усилия на том, чтобы преодолеть сохраняющиеся предрассудки в отношении неразвитости российского финансового рынка или незащищенности привлекаемых на российском рынке инвестиций. Необходима целостная система распространения информации и знаний о российском финансовом рынке, как среди иностранных инвесторов, так и внутри России. Зачастую упрощенные представления российских предпринимателей о финансовом рынке, приверженность отдельных комментаторов и аналитиков штампам зарубежной прессы оборачиваются накоплением неоправданно негативных оценок реальной ситуации в России. Низкий уровень информированности населения, а также отсутствие доверия к инструментам финансовых рынков приводит к тому, что до сих пор значительная часть сбережений граждан осуществляется в наличной форме, путем вложений в иностранную валюту и увеличения объема наличных денег на руках у населения.
Построение системы информации о российском финансовом рынке позволит создать объективную картину реальных возможностей, которые предоставляет инвесторам и эмитентам российский финансовый рынок.
Решение изложенных задач позволило бы создать надежную базу долгосрочного роста российского финансового рынка и повышение его роли как в рамках национальной, так и мировой экономики.
Подводя итог под перспективами развития фондового рынка в России и повышения его роли в финансировании экономики России можно сказать, что в последние годы были сделаны фундаментальные шаги к улучшению инфраструктуры рынка и созданию условий для повышения его значимости для реализации компаниями своих инвестиционных программ. Все это будет вести к тому, что фондовый рынок будет со временем все больше участвовать в финансировании экономики, особенно если учесть пристальное внимание властей к этой проблеме и желанию сделать МФЦ в Москве.
Однако, стоит отметить, что несмотря на всю пользу проводимых изменений на фондовом рынке, это не означает, что сразу после того, как все реформы будут реализованы, иностранные инвесторы сразу придут к нам на рынок с долгосрочными инвестициями. Для того, чтобы это произошло нужно фундаментально менять российскую экономику, уменьшая ее зависимость от цен на нефть, а также проводить результативную борьбу с коррупцией и снижать политические риски в стране — т.к. менять все то, что также беспокоит иностранных инвесторов в нашей экономик помимо неразвитости фондового рынка. И вот тогда поток иностранных прямых инвестиций в Россию действительно будет расти.
1. Гвелесиани Т.В., Гладкова В.Е. Проблемы развития банковского сектора в России// Ученые записки Российской Академии предпринимательства, Выпуск 15, (2009). — 115 стр.
2. Данилов Ю. А., Якушин А. Ф. Аналитический доклад «IPO в России: Итоги
2008», Москва, Фонд «Центр развития фондового рынка», 2009. — 135 стр. //
[Электронный ресурс]. — Электронные данные. — Режим доступа:
3. Деришева О., Федоров А. RTS start — стартовая площадка РТС для Российских компаний малой и средней капитализации // «Компания и эмитент»Ко12 (2007).
4. Доклад всемирного банка об экономике России. Февраль 2004 года. — 189 стр. //
[Электронный ресурс]. — Электронные данные. — Режим доступа:
5. Концепция создания международного финансового центра в Российской
Федерации // МЭРТ от 31.12.2009 — 137 стр. [Электронный ресурс]. —
Электронные данные. — Режим доступа:
6. Коллектив авторов под руководством Миркина Я.М. Аналитический доклад «Среднесрочный прогноз развития финансовой системы (2010- 2015 гг.)» — 276 стр.
7. Обзор российского рынка публичных размещений акций 2010 — 35 стр. //
[Электронный ресурс]. — Электронные данные. — Режим доступа:
8. Обзор российского рынка публичных размещений акций 2010 — 27 стр. //
[Электронный ресурс]. — Электронные данные. — Режим доступа:
9. Прозрачный бизнес: За и против, Совместное исследование BD0 и Ассоциации
менеджеров России — 17 стр. // [Электронный ресурс]. — Электронные данные. —
Режим доступа: http://amr.ru/upload/transparancy.pdf.
10. Презентация «TheGlobal Financial Centres Index 13» // Z/Yen Group (March 2013)
— 123 стр. [Электронный ресурс]. — Электронные данные. — Режим доступа: http://www.longfinance.net/images/PDF/GFCI_25March2013.pdf.
Рецензент: Бутова Татьяна Витальевна к.э.н., заместитель декана факультета «Государственное и муниципальное управление», ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», tvbutova@mail.ru
«The Financial University under the Government of the Russian Federation»
Russia, Moscow E-Mail: mfilatova@fa.ru
The Financial University under the Government of the Russian Federation»
Russia, Moscow E-Mail: nastia007.07@mail.ru
The Financial University under the Government of the Russian Federation»
Russia, Moscow E-Mail: uda4in.nick@yandex.ru
The stock market and its role in financing the economy of the Russian Federation
Abstract. In this study, the role of the stock market in financing the Russian economy was investigated. To answer the question whether the Russian financial system is market, the authors used the indicators proposed by foreign authors. The values of these indicators showed that the current role of the financial system for the economy of our country is much higher than the role of the banking sector and that in the Russian Federation the market finansial system has taken place. However, the further study of the problem showed that it is not so. The reason for this is the high speculation of the Russian stock market, as well as excessively high value of its capitalization. Analyzing the sources of the financing the investment of the Russian companies and IPO volume in the stock market, it became clear that at the present time in our country a banking financial redundant system is taking place, and the value of the stock market in financing the economy is minimized. This situation should be explained by the fact that in reality only a small proportion of the investment projects financed by the companies by attracting money from the stock market. In conclusion, the authors suggest possible solutions to the problems identified in the study.
Keywords: stock market; financial market; finances; economy of Russia; the financing of the Russian economy; stock market problems; the stock market of the RF; the banking sector; the role of the stock market; the stock market and the economy.
Identification number of article 138EVN314
Gvelesiani T.V., Gladkova V.E. Problemy razvitija bankovskogo sektora v Rossii// Uchenye zapiski Rossijskoj Akademii predprinimatel’stva, Vypusk 15, (2009). — 115 str.
Danilov Ju. A., Jakushin A. F. Analiticheskij doklad «IPO v Rossii: Itogi 2008», Moskva, Fond «Centr razvitija fondovogo rynka», 2009. — 135 str. // [Jelektronnyj resurs]. — Jelektronnye dannye. — Rezhim dostupa:
Derisheva O., Fedorov A. RTS start — startovaja ploshhadka RTS dlja Rossijskih kompanij maloj i srednej kapitalizacii // «Kompanija i jemitent»No12 (2007). — 27 str.
Doklad vsemirnogo banka ob jekonomike Rossii. Fevral’ 2004 goda. — 189 str. // [Jelektronnyj resurs]. — Jelektronnye dannye. — Rezhim dostupa: http://protown.ru/information/hide/3299.html.
Koncepcija sozdanija mezhdunarodnogo finansovogo centra v Rossijskoj Federacii // MJeRT ot 31.12.2009 — 137 str. [Jelektronnyj resurs]. — Jelektronnye dannye. -Rezhim dostupa:
Kollektiv avtorov pod rukovodstvom Mirkina Ja.M. Analiticheskij doklad «Srednesrochnyj prognoz razvitija finansovoj sistemy (2010- 2015 gg.)» — 276 str.
Obzor rossijskogo rynka publichnyh razmeshhenij akcij 2010 — 35 str. // [Jelektronnyj resurs]. — Jelektronnye dannye. — Rezhim dostupa:
Obzor rossijskogo rynka publichnyh razmeshhenij akcij 2010 — 27 str. // [Jelektronnyj resurs]. — Jelektronnye dannye. — Rezhim dostupa:
Фондовый рынок как источник финансирования своего дальнейшего роста
Рынок ценных бумаг как альтернативный источник финансирования экономики, его историческая необходимость. Виды операций на рынке, практика инвестирования и проблема привлечения инвесторов на российский рынок ценных бумаг. Факторы капитализации рынка.
Рубрика | Банковское, биржевое дело и страхование |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 01.08.2009 |
Размер файла | 93,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Волжской Государственной Академии Водного Транспорта
Факультет Экономика и управление на предприятии
По дисциплине: Рынок ценных бумаг
Тема: «Фондовый рынок как источник финансирования своего дальнейшего роста»
Работу выполнил: студент
4 курса ЭК 02-1815 заочной
Григорьев Дмитрий Владимирович
Научный руководитель: доцент
кафедры финансы и кредит
Салмин Павел Сергеевич
- Введение
- 1. Историческая необходимость рынка ценных бумаг в странах с рыночной экономикой. Рынок ценных бумаг как альтернативный источник финансирования экономики
- 2. Проблема привлечения инвесторов на российский рынок ценных бумаг. Практика инвестирования в РФ
- 3. Виды операций на рынке ценных бумаг. Операции, способствующие росту капитализации рынка
- Заключение
- Список литературы
Введение
Фондовый рынок является составной частью финансовой системы государства, в связи с чем любые изменения в нем затрагивают интересы миллионов участников рынка и обычных людей. По степени развития ФР можно судить о состоянии экономики страны. Это предъявляет особые требования к механизму регулирования и функционирования рынка, обладающего рядом функций:
§ мобилизация сбережений в экономике и направления их в инвестиции;
§ перелива капитала из одних сфер экономики в другие;
§ повышение уровня ликвидности финансов предприятий;
§ коммерческая функция (прибыль)
ФР с сопутствующей ему системой финансовых институтов — сфера, в которой формируются финансовые источники экономического роста, концентрируются и распределяются инвестиционные ресурсы, именно поэтому, зная состояние нашей экономики сегодня, данная тема актуальна сейчас в двойне.
Реформы, осуществляемые в стране с начала 90-х гг., в большой степени затронули и необходимость создания нового рынка ценных бумаг, структура которого в настоящее время близка к структуре рынков развитых стран.
Современный рынок ценных бумаг Российской Федерации находится в стадии становления. Формирование рынка ценных бумаг РФ осуществлялось по нескольким направлениям:
— выпуск ценных бумаг приватизируемых предприятий;
— выпуск ценных бумаг создаваемых предприятий;
— выпуск ценных бумаг государством для погашения дефицита государственного бюджета.
Целью данной контрольной работы является изучение фондового рынка как источника финансирования своего дальнейшего роста.
1. Историческая необходимость рынка ценных бумаг в странах с
рыночной экономикой. Рынок ценных бумаг как альтернативный источник финансирования экономики
Рынок ценных бумаг — часть финансового рынка, обеспечивающая возможность быстрого оперативного перелива финансовых средств в различные секторы экономики и способствующая активизации инвестиций.
Рынок ценных бумаг — это надстройка над рынком свободных капиталов, которые ищут своего применения, и более динамичный сектор рынка ссудных капиталов. В общем виде его можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения бумаг между его участниками.
Рынок ценных бумаг — это составная часть рынка любой страны. Его основой являются товарный рынок, деньги и денежный капитал. Рынок ценных бумаг является сегментом как денежного рынка, так и рынка капиталов, которые также включают движение прямых банковских кредитов, перераспределение денежных ресурсов через страховую отрасль, внутрифирменные кредиты и т.д. Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В. А. Галанова, А. И. Ба-сова. — М.: Финансы и статистика, 1996.
Понятия рынок ценных бумаг и фондового рынка считают синонимами.
Появление в 1991 г. ценных бумаг сопровождалось принятием различных нормативных актов, таких как “Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР” и др.
На рынках велась торговля ваучерами (приватизационными чеками), которые получили все граждане страны при распределении государственной и муниципальной собственности. Причем по объему совершаемых сделок ваучер был преобладающей и единственно ликвидной ценной бумагой. Ваучеры можно было обменять на акции или продать. Чековые инвестиционные фонды являлись основными инвесторами на рынке ценных бумаг в тот период.
Создание новых коммерческих банков сопровождалось выпуском ими акций, по которым стабильно выплачивались дивиденды. Доходность вложений в банковские акции в 1991 г. достигала 10-14% годовых, тогда как ставка банковского депозита Сбербанка в тот период не превышала 3% годовых, что привело к тому, что инвесторы охотно приобретали банковские акции.
В этот же период в стране стали создаваться фондовые биржи. В 1991 г. были созданы Московская центральная фондовая биржа, Российская фондовая биржа, Московская международная фондовая биржа и др. Причем количество фондовых бирж и фондовых отделов товарных бирж возрастало вплоть до 1994 г. (рис. 1), затем произошел некоторый спад.
Наиболее крупной является Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), на которой обращается примерно 80% всех фондовых инструментов страны, причем на многих биржах после кризиса августа 1998 г. торги вообще не проводятся.
Рис.1. Количество фондовых бирж в РФ
Период бурного роста вложений в ценные бумаги происходил с 1991 по 1997 гг. (рис. 2), и особенно вложений в акции, связанный с перераспределением собственности, и ценные бумаги государства.
Рис. 2. Объем эмиссии ценных бумаг в РФ (трлн. руб.)
Процесс массового акционирования предприятий происходил с грубыми нарушениями, причем неоднократно результаты приватизации в дальнейшем признавались недействительными, акции приватизируемых предприятий были сильно недооценены, за короткий период времени были акционированы крупнейшие предприятия страны (для сравнения отметим, что в Великобритании процесс приватизации крупного предприятия осуществляется в течение 5-7 лет).
Все это приводило к тому, что на этом этапе привлекательными для инвесторов стали вложения в компании, чьи ценные бумаги (их потом стали называть предъявительскими ценными бумагами) вообще не могут относиться к акциям в классическом виде.
Так, в 1993-1994 гг. появились акционерные компании, среди которых можно выделить АО “МММ”, АО “Хопер-Инвест”, АО “Дока-Хлеб”, “Тибет”, “ОЛБИ-Дипломат”, которые создавали свои капиталы по принципу финансовых “пирамид”. Высокая доходность акций данных компании, превышающая 1000% годовых, обусловила ажиотажный спрос на них. Именно в тот период примерно 97% биржевого оборота составляли ценные бумаги АО “МММ” и “Телемаркета”, которые сами осуществляли котировку собственных ценных бумаг. Вспоминается реклама «МММ», где Вася Голубков демонстрирует трендовый график дивидендов семьи, максимумы которого знаменуют покупку шубы, машины и т.п. Постепенно эти акционерные общества исчезали с фондового рынка, оставив обманутыми сотни тысяч владельцев ценных бумаг. В июле 1994 г. АО “МММ” прекратило осуществлять выкуп своих ценных бумаг, что привело к снижению курса ценных бумаг данного эмитента с 115 тыс. руб. до 1 тыс. руб., постепенно стали падать в цене и акции других аналогичных компаний.
2. Проблема привлечения инвесторов на российский рынок
ценных бумаг. Практика инвестирования в РФ
Крах многих акционерных обществ обусловил необходимость изменения законодательного обеспечения фондового рынка. И в 1996 г. был принят Закон РФ “О рынке ценных бумаг”, который упорядочил эмиссию и обращение финансовых инструментов. Интерес инвесторов сместился с предъявительских ценных бумаг на акции. Среди различных акций наибольшим спросом стали пользоваться (и пользуются в настоящее время) акции энергетических компаний — РАО “ЕЭС России”, “Мосэнерго”, “Иркутскэнерго”, АО “Сургутнефтегаз”, “ЛУКОЙЛ-Когалымнефтегаз” и проч.
Колебания цен на рынке акций нефтедобывающих предприятий, которые сопровождались повышением цен на них летом 1994 г. и снижение осенью 1994 г., обусловили повышение привлекательности акций алюминиевых предприятий, таких как АО “Красноярский алюминиевый завод” и др.
Летом 1994 г. появился интерес и к акциям крупнейшего монополиста газодобывающей отрасли — РАО “Газпром”, правда при этом оценка этих акций почти в 20 раз превышала их реальную стоимость.
В течение 1995 г. курсы акций большинства акционерных обществ добывающей отрасли постоянно менялись: то некоторое повышение, то понижение.
Упорядочение торговли акциями стало возможным после создания в 1995 г. Российской торговой системы (РТС), ставшей аналогом американской системы НАСДАК до 1995 г. в стране для организации торговли ценными бумагами применялась система ПОРТАЛ). Одновременно стал рассчитываться индекс РТС, на основе которого можно было сделать вывод о состоянии рынка корпоративных акций. Для упорядочения торговли на рынке, разработки единых стандартов и др. созданы также негосударственные организации ПАРТАД Профессиональная Организация Регистраторов, Трансферт-Агентов и Депозитариев и ПАУФОР Профессиональная Ассоциация Участников Фондового Рынка.
Интерес проявили и иностранные инвесторы. По оценкам специалистов, в 1998 г. девять десятых несвязанных пакетов акций, т.е. акций, реально обращающихся на рынке, уже принадлежит иностранцам. За 1996 и 1997 гг. в Россию через фондовый рынок было вложено от 20 до 40 млрд. дол. Причем интерес иностранных инвесторов к российскому фондовому рынку не ослабевает. Так. В 1998 г. АО “МГТС” разместило еврооблигации на сумму 150 млн. дол. Полученные средства были направлены на создание сети сокращенной нумерации, расширение состава информационных услуг и повышение их качества. РАО “Газпром” продал компании “Шелл” конвертируемые облигации на сумму 1 млрд. дол. Полученные средства используются для финансирования крупных проектов “Ямал-Европа” и “Голубой поток” (поставка газа в Турцию по дну черного моря). Однако часть вырученных от эмиссии средств компании вынуждены направлять на погашение обязательств перед бюджетом.
Падение цен акций началось в январе-феврале 1998 г.: именно в тот период курсовая цена акций РАО “норильский никель” упала с 13,85 до 3,3 дол., АО “Мосэнерго” — с 1,64 до 0,07 дол. и проч. Но это только начало.
Проблема платежей, особенно обострившаяся в 1995-1996 гг., обусловила массовую эмиссию векселей различными предприятиями: коммерческими банками, акционерными обществами, а также органами власти субъектов РФ. Наступил настоящий “вексельный бум”. Так, по оценкам специалистов, объем эмиссии векселей в 1994 г. составил несколько десятков миллиардов рублей, тогда как в 1996 г. — около 30 трлн.руб. Векселя многократно передавались из рук в руки, дело доходило до того, что иногда невозможно было отыскать окончательного плательщика по векселю. Особенно активно векселя стали использоваться для сокращения дефицита бюджетов различных уровней, получив название налоговых.
Решению многих спорных вопросов помогло принятие Закона РФ “О простом и переводном векселе”, который запретил эмиссию бездокументарных векселей у нас в стране.
В середине октября 1996 г. Банк России стал инициатором создания Ассоциации участников вексельных расчетов (АУВЕР), наподобие успешно действующего ПАУФОР. Основная сфера деятельности АУВЕР: выработка стандартов для работы на вексельном рынке; создание инфраструктуры последнего.
Начиная с 1994 г. государство стало раскручивать собственную “пирамиду” — рынок ГКО, в результате чего капиталы большинства инвесторов были направлены именно на этот рынок, доходность которого превышала в отдельные периоды 300% годовых. Государство, стремясь увеличить объем вложений в ГКО, законодательно определяло круг компаний, которые были обязаны хранить часть своих средств в государственных ценных бумагах (страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и др.), кроме того предоставлялись различные льготы коммерческим банкам. Высокая доходность рынка (при низком риске государственных обязательств) привело к приливу иностранного капитала на рынок ГКО, и к 1998 г. доля нерезидентов на данном рынке достигла 32%. Однако, объявляя о высокой доходности ГКО, государство тратило на обслуживание внутреннего долга примерно 1/6 доходов государства, аккумулируемую за счет налогов. Бесконечно такая ситуация продолжаться не могла, и обвал рынка был предрешен, что и произошло в августе 1998 г., когда правительство РФ объявило о приостановлении обращении ГКО и выплат по государственным обязательствам.
После кризиса августа 1998 г. вложения средств в рынок ГКО были заморожены. Для юридических и физических лиц были разработаны различные условия реструктуризации задолженности по ГКО.
Последствия всего этого были, мягко говоря, «негативными». Рынок ценных бумаг, особенно корпоративных, практически полностью потерял свою ликвидность, а Российская Федерация — инвестиционную привлекательность. Кроме того, «обрушилась» банковская система страны.
Для восстановления доверия к российскому фондовому рынку были предприняты многочисленные антикризисные меры, разработка программы защиты прав инвесторов, закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».
Несмотря на высокую доходность валютного рынка (доходность вложений в доллары достигает 30% годовых), с июля 1999 г. впервые после банковского кризиса 1998 г. наметился подъем на российском рынке ценных бумаг. В этот период котировки наиболее ликвидных акций возросли на 10-15%. Однако говорить о достижении результатов 1997 г. не приходится: по оценкам специалистов в 1999 г. в РФ всего 10-15 ликвидных ценных бумаг, тогда как в 1997 г. ликвидными были 200-300 ценных бумаг.
После кризиса августа 1998 г. ММВБ была вынуждена изменить условия допуска акций к участию в торгах. Теперь для включения ценной бумаги в котировочный лист первого уровня эмитент должен работать без убытков в течение любых двух из трех последних лет.
К сентябрю 1999 г. в котировальный лист первого уровня (самые ликвидные акции) внесены акции шести эмитентов — “Мосэнерго”, РАО “ЕЭС России”, ЛУКОЙЛ, “Норильский никель”, “Ростелеком” и “Иркутскэнерго”. Кроме них в листинг входят облигации Московского городского внутреннего займа и корпоративные облигации Газпрома.
Наиболее перспективными ценными бумагами являются российские валютные облигации, по которым правительство и Минфин обязательно выполнят свои обязательства. Не случайно цены на эти бумаги возросли на 32%.
Весной 1999 г. в РФ были зарегистрированы первые корпоративные облигации ЛУКОЙЛа и Газпрома, эмиссия которых предпринята как альтернатива вложений в иностранную валюту.
3. Виды операций на рынке ценных бумаг. Операции,
способствующие росту капитализации рынка
Фондовый рынок является неотъемлемой частью развитой рыночной экономики. Пожалуй, можно считать, что развитость ФР и степень регулирования его со стороны государства являются важнейшими индикаторами уровня зрелости экономического развития страны.
Функционирование ФР в рыночной экономике имеет чрезвычайно важное значение в саморегулировании экономики.
Процесс функционирования ФР представлен на рис.3.
Рис.3. Схема функционирования фондового рынка
Любой фондовой рынок состоит из следующих компонентов:
— субъекты рынка:
а) эмитенты — государство в лице уполномоченных им органов, юридические лица и граждане, привлекающие на основе выпуска ценных бумаг необходимые им денежные средства и выполняющие от своего имени предусмотренные в ценных бумагах обязательства;
б) инвесторы (или их представители, не являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг) — граждане или юридические лица, приобретающие ценные бумаги в собственность, полное хозяйственное ведение или оперативное управление с целью осуществления удостоверенных этими ценными бумагами имущественных прав (население, промышленные предприятия, институциональные инвесторы — инвестиционные фонды, страховые компании и др.);
в) профессиональные участники рынка ценных бумаг — юридические лица и граждане, осуществляющие виды деятельности, признанной профессиональной на рынке ценных бумаг (дилерская, брокерская и др. виды деятельности).
— собственно рынок (биржевой, внебиржевой фондовые рынки);
— органы государственного регулирования и надзора (Комиссия по ценным бумагам, Центральный банк, Минфин и т.д.);
— саморегулирующиеся организации (объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые выполняют определенные регулирующие функции, например, НАСД (США) и т.п.);
— инфраструктура рынка:
а) правовая,
б) информационная (финансовая пресса, системы фондовых показателей и т.д.),
в) депозитарная и расчетно-клиринговая сеть (для государственных и частных бумаг часто существуют раздельные депозитарно-клиринговые системы),
г) регистрационная сеть. Алехин Б.И. Как работает рынок ценных бумаг? \ ЭКО. — 1991. — № 12.
Рынок ценных бумаг имеет ряд функций, которые условно можно разделить на две группы: общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков.
К общерыночным функциям относятся такие, как:
— коммерческая функция, т.е. функция получения прибыли от операции на данном рынке;
— ценовая функция, т.е. рынок обеспечивает процесс складывания рыночных цен, их постоянное движение и т.д.;
— информационная функция, т.е. рынок производит и доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и ее участниках.
— регулирующая функция, т.е. рынок создает правила торговли и участия в ней, порядок разрешения споров между участниками, устанавливает приоритеты, органы контроля или даже управления и т.д.
К специфическим функциям рынка ценных бумаг можно отнести следующие:
— перераспределительную функцию;
— функцию страхования ценовых и финансовых рисков.
Перераспределительная функция условно может быть разбита на три подфункции:
— перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности;
— перевод сбережений, прежде всего населения, из непроизводительной в производительную форму;
— финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, то есть без выпуска в обращение дополнительных денежных средств.
Цикл жизни ценных бумаг состоит из следующих фаз:
-конструирование нового выпуска ценных бумаг;
-первичное размещение ценных бумаг (первичная эмиссия);
-обращение (купля-продажа) ценных бумаг;
-погашение (выкуп) долговых (облигаций и др.) ценных бумаг.
В соответствии с этим циклом рассматриваются две основополагающие составляющие фондового рынка, т.е. первичную и вторичную.
Первичный рынок объединяет фазу конструирования нового выпуска ценных бумаг и их первичное размещение.
Законодательно первичный рынок ценных бумаг определяется как отношения, складывающиеся при эмиссии (для инвестиционных ценных бумаг) или при заключении гражданско-правовых сделок между лицами, принимающими на себя обязательства по иным ценным бумагам, и первыми инвесторами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также их представителями.
Таким образом, первичный рынок — это рынок первых и повторных эмиссий ценных бумаг, на котором осуществляется их начальное размещение среди инвесторов.
Важнейшей чертой первичного рынка является полное раскрытие информации для инвесторов, позволяющее сделать обоснованный выбор ценной бумаги для вложения денежных средств. Вся деятельность на первичном рынке служит для раскрытия информации:
— подготовка проспекта эмиссии, его регистрация и контроль государственными органами с позиций полноты представленных данных,
— публикация проспекта и итогов подписки и т.д.
Особенностью отечественной практики является то, что первичный рынок ценных бумаг пока преобладает. Эта тенденция объясняется такими процессами как приватизация, создание новых акционерных обществ, начало финансирования государственного долга через выпуск ценных бумаг, переоформление через фондовый рынок валютного долга государства и т.п.
Существует две формы первичного рынка ценных бумаг:
— частное размещение — характеризуется продажей (обменом) ценных бумаг ограниченному количеству заранее известных инвесторов без публичного предложения и продажи.
— публичное предложение — размещение ценных бумаг при их первичной эмиссии путем публичных объявления и продажи неограниченному числу инвесторов.
Соотношение между публичным предложением и частным размещением постоянно меняется и зависит от типа финансирования, который избирают предприятия в той или иной экономике, от структурных преобразований, которые проводит правительство, и других факторов.
Вторичный рынок — это рынок, на котором обращаются ранее эмитированные на первичном рынке ценные бумаги. В свою очередь вторичный фондовый рынок подразделяется на организованный и неорганизованный рынки.
Под вторичным фондовым рынком понимаются отношения, складывающиеся при обращении ранее эмитированных на первичном рынке ценных бумаг.
Основу вторичного рынка составляют операции, оформляющие перераспределение сфер влияния вложений иностранных инвесторов, а также отдельные спекулятивные операции.
Важнейшая черта вторичного рынка — это его ликвидность, т.е. возможность успешной и обширной торговли, способность поглощать значительные объемы ценных бумаг в короткое время, при небольших колебаниях курсов и при низких издержках на реализацию.
Вторичный рынок ценных бумаг подразделяется на:
— организованный (биржевой) рынок;
— неорганизованный (внебиржевой или «уличный») рынок.
Организованный или биржевой рынок исчерпывается понятием фондовой биржи, как особого, институционально организованного рынка, на котором обращаются ценные бумаги наиболее высокого качества и операции, на котором совершают профессиональные участники рынка ценных бумаг.
Фондовая биржа — это организованный рынок для торговли стандартными финансовыми инструментами, создаваемая профессиональными участниками фондового рынка для взаимных оптовых операций.
Функции фондовой биржи:
а) создание постоянно действующего рынка;
б) определение цен;
в) распространение информации о товарах и финансовых инструментах, их цена и условия обращения;
г) поддержание профессионализма торговых и финансовых посредников;
д) выработка правил;
е) индикация состояния экономики, её товарных сегментов и фондового рынка. Машина М. В. Фондовая биржа, или как взойти на вершину пирамиды. -М.: Между-народные отношения, 1993.
Всего в мире около 150 фондовых бирж, крупнейшими являются следующие: Нью-Йоркская, Лондонская, Токийская, Франкфуртская, Тайваньская, Сеульская, Цюрихская, Парижская, Гонконгская и биржа Куала Лумпур.
Фондовая биржа выступает в качестве торгового, профессионального и технологического ядра рынка ценных бумаг, кроме того, биржа является предприятием.
В международной практике существуют различные организационно-правовые формы бирж:
— неприбыльная корпорация (Нью-Йоркская биржа);
— неприбыльная членская организация (Токийская биржа);
— товарищество с ограниченной ответственностью (Лондонская и Сиднейская биржи);
— полугосударственная организация (Франкфуртская биржа);
— прочие формы.
И в международной и в российской практике биржи функционируют в группе дочерних компаний и структур, выполняющих вспомогательные функции. Создание при бирже дочерних юридических лиц используется для следующих целей:
а) организация отдельных торговых площадок (фьючерсные рынки и т.д.),
б) создание клирингово-расчетных и депозитарных организаций,
в) удаления «за рамки» биржи коммерческих операций и услуг, не соответствующих неприбыльному статусу фондовой биржи.
Внебиржевой рынок охватывает рынок операций с ценными бумагами, совершаемых вне фондовой биржи.
Возникновение было обусловлено:
а) стремлением фондовых бирж расширить свой рынок;
б) желанием создать упорядоченный «регулируемый» рынок ценных бумаг для финансирования небольших и средних компаний, являющихся ноcителями наиболее современных технологий.
Кроме того, фондовые рынки можно классифицировать по другим критериям: по территориальному принципу (международные, национальные и региональные рынки), по видам ценных бумаг (рынок акций и т.п.), по видам сделок (кассовый рынок, форвардный рынок и т.д.), по эмитентам (рынок ценных бумаг предприятий, рынок государственных ценных бумаг и т.п.), по срокам (рынок кратко-, средне-, долгосрочных и бессрочных ценных бумаг), по отраслевому и другим критериям.
Заключение
На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.
Рынок ценных бумаг — это составная часть рынка любой страны. Его основой являются товарный рынок, деньги и денежный капитал. Рынок ценных бумаг является сегментом как денежного рынка, так и рынка капиталов, которые также включают движение прямых банковских кредитов, перераспределение денежных ресурсов через страховую отрасль, внутрифирменные кредиты и т.д.
Рынок ценных бумаг выполняет ряд функций, среди которых важнейшими являются функция перераспределения капиталов и функция страхования риска вложения капитала.
Несмотря на многие проблемы, с которыми столкнулся в настоящее время российский фондовый рынок, следует отметить, что это молодой, динамичный и перспективный рынок, который развивается на основе позитивных процессов, происходящих в нашей экономике: массового выпуска ценных бумаг в связи с приватизацией государственных предприятий, быстрого создания новых коммерческих образований и холдинговых структур, привлекающих средства на акционерной основе и т.п. Кроме того, рынок ценных бумаг играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства, а также, необходим для нормального функционирования рыночной экономики. Поэтому восстановление и регулирование развития фондового рынка является одной из первоочередных задач, стоящих перед правительством. Златкис Б. И. Рынок ценных бумаг: итоги, планы // Финансы. — 1997. — № 2. — с.3.
Российский фондовый рынок — потенциально крупный формирующийся рынок.
Сложности его функционирования в настоящее время связаны в основном с потерей доверия со стороны инвесторов. Необходимо более активно привлекать в качестве инвесторов физических лиц, которые по оценкам специалистов аккумулировали в своих руках примерно 40-60 млрд. дол.
Вероятно, усложниться структура рынка, наподобие США.
Для дальнейшего развития рынка наиболее важным представляется усиление государственного регулирования рынка ценных бумаг, усиление законодательной базы.
Но самый главный вывод заключается все так в том, что здоровый рынок ценных бумаг тождественен здоровой экономике.
Список литературы
1. Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг и его участники//Бухгалтерский учет — N 2 — 1992.
2. Алехин Б.И. Как работает рынок ценных бумаг? \ ЭКО. — 1991. — № 12.
3. Астахов М. Рынок ценных бумаг и его участники. М.: Инфра-М, 1996.
4. Банковское дело: учебник / Под ред. О.И. Лаврушина — М., 1992.
5. Златкис Б.И. Рынок ценных бумаг: итоги, планы // Финансы. — 1997. — № 2. — с.3.
6. Машина М.В. Фондовая биржа, или как взойти на вершину пирамиды. М.: Международные отношения, 1993.
7. Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. — М.: Финансы и статистика, 1996.
8. Сажина М.А. Формирование рынка ценных бумаг в России // Финансы. — 1997. — № 10.
9. Финансы. Денежное обращение, кредит: Учебник / Под ред. Л.А. Дробозиной. — М.: Финансы, 1997.
Подобные документы
Понятие, задачи и функции рынка ценных бумаг, его роль и место в сфере финансирования экономики. Классификация ценных бумаг. Сущность и основные принципы самофинансирования на макроуровне. Самофинансирование и рынок ценных бумаг на микроуровне.
контрольная работа [31,3 K], добавлен 26.04.2011
Понятие рынка ценных бумаг и его место в сфере финансирования экономики. Рынок банковских кредитов, государственные органы регулирования и контроля. Общерыночные функции рынка ценных бумаг. Сущность и принципы самофинансирования на макро и микроуровне.
контрольная работа [33,1 K], добавлен 24.08.2011
Рынок ценных бумаг как составная часть финансовой системы государства. Структура рынка ценных бумаг и его значение в экономике. Основные виды ценных бумаг, аккумулирование финансовых средств. Необходимость государственного регулирования фондового рынка.
реферат [136,3 K], добавлен 17.01.2012
Фиктивный капитал и рынок ценных бумаг. Функции и структура рынка ценных бумаг. Субъекты рынка ценных бумаг. Виды операций, совершаемых на рынке ценных бумаг. Купля-продажа ценных бумаг. Создание и развитие российского фондового рынка ценных бумаг.
курсовая работа [33,4 K], добавлен 01.06.2010
Инвестиционные фонды — одни из первых участников рынка ценных бумаг, требования к уставу, условия осуществления деятельности. Рынок ценных бумаг как дополнительный источник финансирования экономики. Характеристика и виды государственных ценных бумаг.
контрольная работа [81,8 K], добавлен 30.06.2009
Сущность, виды и особенности функционирования рынка ценных бумаг. Особенности функционирования фондовой биржи. Анализ рынка ценных бумаг на современном этапе. Рынок ценных бумаг в Украине. Рынок ценных бумаг в Великобритании.
курсовая работа [48,1 K], добавлен 12.01.2003
Понятие рынка ценных бумаг как части инфраструктуры рыночной экономики, его экономическая роль. Виды ценных бумаг и нормы процента. Структура рынка ценных бумаг. Первичный и вторичный рынок. Перспективы долгосрочного развития рынка ценных бумаг в России.
Рынок ценных бумаг как альтернативный источник финансирования экономики
Рынок ценных бумаг — это совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг как инструментов финансирования и развития экономики. На РЦБ товаром являются ценные бумаги. Поэтому РЦБ — это рынок торговли ценными бумагами. РЦБ является составной частью финансового рынка.
Рынок ценных бумаг совместно с кредитным рынком призван обеспечивать финансирование и развитие экономики.
Существуют два основных способа финансирования экономики.
1. Финансирование с помощью банковских кредитов (основной способ финансирования в Европе) – рынок кредита.
2. Финансирование через рынок ценных бумаг (основной способ финансирования в США). В этом случае фирма выпускает ценные бумаги (акции, векселя, облигации, депозитарные расписки и др.). Ценные бумаги продаются инвесторам, а фирма получает средства на свое функционирование и развитие.
Таким образом, рынок ценных бумаг является частью финансового рынка и служит в качестве еще одного источника финансирования и развития экономики.
Федеральные и региональные органы власти, органы местного управления, компании, банки, фирмы, финансовые коммерческие институты и другие организации, имеющие на то право, эмитируя ценные бумаги, пополняют при их реализации свои бюджеты или формируют и пополняют акционерные капиталы.
Векселя, депозитные и сберегательные сертификаты и другие ценные бумаги частично замещают деньги в качестве средства сбережения и обращения. Опционы и фьючерсы способствуют совершению срочных сделок (осуществлению контрактов по купле-продаже ценных бумаг в будущем в конкретный срок). Банковские векселя являются квазиденьгами.
Функции рынка ценных бумаг условно разделяют на две группы:
• общерыночные функции, присущие каждому рынку;
• специфические функции, которые отличают его от других рынков.
vкоммерческая — получение прибыли от операций на РЦБ;
vценовая — формирование рыночных цен на ценные бумаги, их посточнное движение и прогнозирование;
vинформационная — биржа доводит до участников рынка информацию об объектах торговли и ее участниках;
vрегулирующая — РЦБ (в лице государственных органов регулирования, законодательства, бирж, саморегулирующих организаций) формирует и устанавливает правила торговли и участия в ней, устанавливает приоритеты, осуществляет контроль.
Специфические функции рынка ценных бумаг:
vПерераспределение капиталов и денежных средств. Финансовые активы и денежные средства перераспределяются между отраслями и сферами экономик, территориями и странами, фирмами, группами и слоями населения, населением и государством, между физическими лицами.
Средства через РЦБ направляются инвесторами:
• в наиболее выгодные отрасли, сферы экономики, компании, организации и банки в краткосрочной перспективе (спекулятивный капитал) в расчете получить быстрый доход;
• в перспективные отрасли и предприятия в среднесрочной и долгосрочной перспективе в расчете на прибыль и рост капитала в долгосрочном периоде (стратегические инвесторы);
vстрахование ценовых и финансовых рисков (опционы и другие производные ценные бумаги — деривативы);
vаккумулирование свободных денежных средств;
vфункция перетока капитала в перспективные и прибыльные отрасли и фирмы;
vфункция ограничителя для отраслей и компаний от «перегрева инвестициями» (излишнего финансирования). При ажиотажном спросе на акции какой-либо компании рано или поздно наступает спад или обвал стоимости этих акций, и капитализация компании (ее рыночная стоимость) возвращается к реальной рыночной цене;
v функция инструмента государственной финансовой политики (финансирование дефицитов бюджетов различных уровней, финансирование конкретных проектов, регулирование денежной массы в обращении, поддержание ликвидности государственной финансово-кредитной системы);
v предоставление информации о состоянии экономической конъюнктуры через состояние рынка ценных бумаг (через фондовые индексы).
Источник https://cyberleninka.ru/article/n/fondovyy-rynok-i-ego-rol-v-finansirovanii-ekonomiki-rf
Источник https://otherreferats.allbest.ru/bank/00024938_0.html
Источник https://studopedia.ru/10_217578_rinok-tsennih-bumag-kak-alternativniy-istochnik-finansirovaniya-ekonomiki.html