Почему агентство по привлечению триллионных инвестиций не платит зарплаты и лишено госфинансирования
Бывшие сотрудники АНО «Агентство инвестиционного развития» (АИР) 21 октября пожаловались президенту Владимиру Путину на нарушение этой организацией трудового законодательства. Из их письма (копия есть у «Ведомостей»), которое подписали 25 человек, следует, что много месяцев работникам АНО не выплачивалась зарплата, а к августу практически все сотрудники были сокращены или уволены по иным основаниям без выплаты полагающихся по закону пособий и компенсаций.
Агентство было создано для сопровождения соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) – особого режима для крупных инвесторов. Учредителями АНО стали ВЭБ.РФ, фонд «Сколково», Фонд развития промышленности (ФРП), а также до апреля 2021 г. участниками организации были правительство России и Минэкономразвития. Первые СЗПК были подписаны в декабре 2020 г. К апрелю было уже 36 соглашений на сумму 1,3 трлн руб., а также получены заявки компаний для реализации еще 73 новых проектов на сумму 1,6 трлн руб., докладывал президенту первый вице-премьер Андрей Белоусов. Эти соглашения обеспечили сотрудники АНО АИР, утверждают они в своем письме Путину.
Также в их обращении президенту упоминается, что в Басманном районом суде Москвы и других судах по месту жительства отдельных работников ведутся массовые судебные разбирательства. В базе Мосгорсуда «Ведомости» обнаружили по меньшей мере 55 исков по трудовым спорам с АНО АИР. По 23 из них истцом выступает Басманный межрайонный прокурор, еще по двум – сама Басманная межрайонная прокуратура, по остальным – бывшие работники агентства. Общая сумма исковых требований по зарплатам и компенсациям достигает 43 млн руб.
По 25 из 55 исков суд уже полностью или частично удовлетворил требования. По остальным заявлениям заседания расписаны на ближайший месяц, следует из картотеки Басманного районного суда Москвы.
«Однако в отсутствие значимых материальных активов, средств на счетах и финансирования организации наличие судебных решений ни к чему не приводит», – констатируют авторы письма Путину. Они попросили президента «обеспечить соблюдение прав и законных интересов бывших сотрудников агентства в возможно короткий срок, в том числе соблюдение норм трудового законодательства, выплату задолженности по заработной плате, выходным пособиям и иным причитающимся выплатам».
Управление по работе с обращениями граждан и организаций администрации президента 25 октября ответило авторам письма, что для объективного и всестороннего рассмотрения обращения запрошены необходимые документы и материалы. Ответ по существу будет направлен в срок до 19 декабря, говорится в документе («Ведомости» ознакомились с копией, подлинность подтвердили пять авторов обращения). Представитель администрации президента не ответил на запрос «Ведомостей» об обращении бывших сотрудников АНО АИР.
Аналогичные письма они направили также премьер-министру Михаилу Мишустину, министру экономического развития Максиму Решетникову, председателю фонда «Сколково» Аркадию Дворковичу, председателю ВЭБ. РФ Игорю Шувалову, директору Фонда развития промышленности Роману Петруце, генеральному прокурору Игорю Краснову. Представитель пресс-службы Белого дома подтвердил «Ведомостям», что письмо поступило в аппарат правительства и направлено для проработки в установленном порядке в Минэкономразвития, Минфин и ВЭБ.РФ.
Представитель Минфина отметил, что министерству известно о сложившейся в АНО ситуации, но ранее оно не располагало актуальной информацией о состоянии дел и не имело возможности оказывать влияние на хозяйственную деятельность АИР. В Фонде развития промышленности вопросы «Ведомостей» переадресовали в Минэк. Представитель Минэкономразвития сообщил, что министерство внимательно следит за ситуацией. «Состоялся ряд консультаций с ВЭБ.РФ и Минфином по поиску решений», – сообщил он. Представитель фонда «Сколково» предложил обратиться за комментарием в ВЭБ.РФ. Представитель ВЭБа подчеркнул, что функционал АИР к институту развития отношения не имеет – «администрирование СЗПК не передано ВЭБу». «Решение принимается на уровне правительства», – добавил он.
Три источника, близких к правительству и знакомых с ситуацией, заверили, что о проблеме известно на «очень высоком уровне». По их словам, в ближайшее время финансирование будет найдено, задолженность по зарплате погашена. «По всей вероятности, для этого будут использованы средства резервного фонда правительства», – уточнил один из собеседников. По словам источника в правоохранительных органах, по заявлениям бывших сотрудников АНО в ГУ СКР по Москве была начата доследственная проверка. Самих бывших работников уже вызывали на допросы.
Интересы АНО в правительстве представлял Андрей Иванов, до июля 2020 г. работавший заместителем министра финансов, сейчас он – первый замминистра экономического развития. Несколько месяцев, пока участниками организации были правительство и Минэк, он был также гендиректором АИР. Продвижением тематики СЗПК и участия в ней агентства на уровне кабинета министров занимался Андрей Белоусов. Его представитель не ответил на запрос. Теперь кроме бывших работников с агентством судятся его контрагенты (арендодатель, кредитор и др.), его счета в трех банках заблокированы. «Ведомости» разбирались, что произошло с организацией, которая должна была определять судьбу инвестиций на триллионы рублей.
Поощрения вместо изъятий
История специального режима СЗПК берет начало в 2018 г. Андрей Белоусов, занимавший тогда пост помощника президента, предложил изъять конъюнктурные сверхдоходы у 14 крупнейших металлургических, химических и нефтехимических компаний. Речь шла примерно о 500 млрд руб., полученных ими за счет удорожания продукции на мировых рынках и ослабления курса рубля. Деньги Белоусов предлагал направить в бюджет на финансирование национальных проектов. Президент поставил резолюцию «согласен».
Утекшее в прессу письмо помощника президента, рассказывал он сам в интервью Forbes, произвело «эффект гранаты, брошенной в курятник». Руководители и акционеры компаний принялись защищаться от изъятий. Итогом серии совещаний стал компромисс: бизнес инвестирует свои сверхдоходы в экономику, в том числе в приоритетные для государства проекты, в обмен на стабилизацию для этих проектов фискальных условий – налоговых, таможенных ставок, тарифов и т. п.
В Минфине началась подготовка законопроекта, вводящего институт соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), – этим занимался Андрей Иванов, работавший тогда заместителем министра. Параллельно рабочая группа министра финансов Антона Силуанова и президента РСПП Александра Шохина отбирала инвестпроекты под заключение СЗПК. В 2019 г. Иванов говорил «Известиям», что у крупного бизнеса есть проекты на 70 трлн руб. – «то есть запрос велик». А вот подготовка регулирования продвигалась довольно тяжело.
Первые версии законопроекта обвиняли в создании коррупциогенных факторов (в частности, об этом говорил тогдашний вице-премьер Дмитрий Козак), а бизнесменов – в желании упаковать уже запущенные проекты в обертку СЗПК. Затем из него собирались делать исчерпывающий инвестиционный кодекс и планировали привязать все государственно-частные концессии к СЗПК, что вызвало резкое неприятие у участников рынка ГЧП. Отдельные элементы законопроекта вызывали критику банкиров, Счетной палаты и т. д.
«Я обращаюсь к депутатам, к правительству: нужно ускорить принятие пакета законопроектов о защите и поощрении капиталовложений», – подчеркнул Путин в послании федеральному собранию в январе 2020 г. В апреле президент подписал принятый закон.
Проектный офис
Впервые о том, что администрировать СЗПК будет специальная структура – Агентство инвестиционного развития, 11 сентября 2020 г. заявил министр экономики Максим Решетников. Двумя днями ранее премьер-министр Михаил Мишустин подписал соответствующее распоряжение. Ключевые функции агентства – сопровождение, изменения и расторжение соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), создание и эксплуатация специальных информационных систем (имеется в виду ГИС «Капиталовложения». – «Ведомости»), содействие запуску новых инвестиционных проектов и т. д. Непосредственно заключение СЗПК в полномочия агентства не входило, право подписывать договоры было предоставлено исключительно органам власти – федеральным и региональным.
АИР решили создать на базе существовавшего АНО «Инвестиционно-технологическое развитие» (ИТР), учредителями которого в 2017 г. стали фонд «Сколково» и Фонд развития промышленности. До «ребрендинга» АНО позиционировало себя как «проектный офис Минфина» и фактически занималось исполнением поручений в рамках полномочий Иванова, прежде всего, в части подготовки нормативной базы по СЗПК, обеспечения взаимодействия с бизнесом для целей формирования портфеля проектов для заключения СЗПК и т. п., рассказали бывшие работники организации.
В ноябре 2019 г. в состав участников вошел ВЭБ.РФ, и уставный капитал организации пополнился на 500 млн руб. Согласно отчетности АНО, в 2019 г. расходы на аппарат управления составили 111 млн руб. (зарплаты, командировки, содержание помещений, автомобилей и т. п.), остатки на счетах на конец года – 385 млн руб. 16 сентября 2020 г. в число участников переименованного АНО вошли правительство и Минэк. Агентство возглавил Иванов, к тому моменту перешедший из Минфина на должность первого замминистра экономического развития. Кураторство тематики СЗПК перешло вместе с ним на новое место работы.
Руководство АИР занялось интенсивным набором персонала, рассказывают бывшие сотрудники агентства, – интересовали лучшие специалисты на рынке: юристы, финансисты и инвестиционные менеджеры из ведущих государственных и окологосударственных компаний, финансовых, консалтинговых и иных институтов (для целей сопровождения заключения СЗПК), эксперты в GR и государственном управлении, IT-специалисты. Например, в агентство пришли работать бывший директор департамента проектного финансирования и инвестиционной политики Минфина РФ Дмитрий Карабанов, бывший генеральный директор Российско-китайского агропромышленного фонда развития Максим Волков, бывший руководитель агентства по туризму Сахалинской области Валерий Дубровский, бывший вице-президент ТНК-ВР Руслан Никколов, нынешний вице-премьер и министр экономики Тувы Айдыс Сат.
К началу 2021 г. штатная численность сотрудников АНО превышала 120 человек. Под офис агентство арендовало старинный особняк Московской межевой канцелярии в Хохловском переулке площадью 1713 кв. м за 6 млн руб. в месяц.
Капиталовложения и долги
Первые девять СЗПК на 135,7 млрд руб. были подписаны в начале декабря 2020 г. К концу года число заключенных соглашений достигло 25, а общая сумма проектов – 1,1 трлн руб. Агентство, по словам бывших сотрудников, взаимодействовало с инвесторами, анализировало их проекты, изучало и дорабатывало пакет документов на заключение СЗПК, сопровождало подписание соглашений в Минэке. На каждый проект АИР готовило справку – можно или нет заключать СЗПК, утверждают собеседники. «Ведомости» опросили компании, подписавшие соглашения. Представитель «Фосагро» отмечает, что АИР внес большой вклад в подготовку проекта компании по модернизации и расширению производства минудобрений в Ленинградской области за 28 млрд руб. Представитель Wildberries отказался от комментариев, но уточнил, что логистический центр в Татарстане, который упоминается в реестре заключенных СЗПК, с инвестициями в 5,15 млрд руб. «построен на собственные средства компании». Представитель «Р-фарма» отказался от комментариев.
Одновременно с подписанием СЗПК начались первые задержки зарплаты (за ноябрь и декабрь), рассказали «Ведомостям» три сотрудника АИР, подписавшие обращение к президенту. Впрочем, уже к новому году обязательства перед персоналом погасили. Финансовая отчетность АИР за 2020 г. отсутствует. Но согласно отчету о расходах, опубликованному на сайте Минюста (организация должна отчитываться по закону об НКО. – «Ведомости»), за тот год агентство потратило 328 млн руб., из них 270 млн руб. составили расходы на содержание аппарата управления.
Минэк и правительство, входя в состав участников АИР, не вносили денежные вклады в АНО. Распоряжением Мишустина это не было предусмотрено, все полномочия Минэк в агентстве должен был осуществлять в рамках своего текущего бюджета, а Решетников, Иванов и замминистра финансов Ирина Окладникова должны были войти в наблюдательный совет организации на безвозмездной основе. Тем не менее, сообщили три сотрудника АИР и близкий к правительству источник, Иванов рассчитывал на финансирование из казны.
Также в федеральном бюджете на 2021–2023 гг. было предусмотрено 5,5 млрд руб. на создание ГИС «Капиталовложения», следует из паспорта федерального проекта «Цифровое государственное управление». Представитель Минфина подтвердил это «Ведомостям». ГИС должна была стать «одним окном», через которое, как предполагалось, будут в автоматическом режиме заключаться соглашения с инвесторами. В ожидании бюджетного финансирования организация начала создание системы на заемные деньги, знают три бывших сотрудника АИР и два федеральных чиновника. По их словам, в ноябре 2020 г. Сбербанк открыл кредитную линию на 300 млн руб. под создание ГИС «Капиталовложения». Банк был заинтересован участвовать в ГИС, в частности, обсуждалось создание совместного предприятия с АНО, утверждает один из собеседников. Представитель Сбербанка не ответил на запрос «Ведомостей».
Из кредитной линии было выбрано 230 млн руб., говорит один из бывших сотрудников АИР. По его словам, к концу 2020 г. была готова первая очередь ГИС (личные кабинеты, каталог мер поддержки, структурирование проекта, заключение, публикация в реестр, сам реестр). Но деньги из бюджета в 2021 г. (первый транш – 650 млн руб.) так и не были выделены, сообщил собеседник в Минфине: Минэкономразвития, как главный распорядитель бюджетных средств по соответствующей статье расходов, своевременно не представило основание для использования средств на создание ГИС. «Вследствие чего указанный объем был перенаправлен в резервный фонд правительства», – резюмировал представитель ведомства. По данным Минфина, проектом бюджета на следующие три года зарезервированы средства на создание ГИС в размере 4,9 млрд руб.
Долги сотрудникам и контрагентам
С января 2021 г. в АИР снова начались перебои с выплатой зарплаты, рассказывают бывшие сотрудники. По их словам, задолженность по должностным окладам и регулярным премиям (положены по трудовому договору в размере 25% от оклада) за январь погасили через несколько недель, оклады за февраль (без премий) – тоже. А начиная с марта сотрудники не получали ни оклады, ни премии. Руководство, по словам бывших сотрудников, объясняло, что в ближайшее время АНО докапитализируют и долги будут погашены, но этого так и не произошло.
В апреле правительство и Минэк по распоряжению Мишустина вышли из состава участников агентства. В июне Иванов покинул пост генерального директора АИР. На его место вернулся Виталий Родионов, возглавлявший АНО при создании в 2017 г. Он тоже выходец из Минфина – был заместителем директора департамента бюджетной политики в отраслях экономики, который курировал Иванов (представитель ведомства уточнил «Ведомостям», что Родионов не является сотрудником Минфина с октября 2017 г.). От Родионова персонал получил уведомления о сокращении должностей («Ведомости» ознакомились с их копиями). В документах говорится, что при расторжении договора сотрудникам будут предоставлены все гарантии, предусмотренные трудовым законодательством.
Но при увольнении долги по зарплате и положенные компенсации не были выплачены, утверждают бывшие сотрудники АНО. Их слова подтверждаются результатами проверок московской инспекцией труда. С марта по октябрь 2021 г. в агентстве по жалобам работников было проведено как минимум семь внеплановых проверок, следует из «Единого реестра проверок». «Работодатель допустил образование задолженности по заработной плате и выплат при увольнении. Руководству организации выданы предписания с требованием устранить нарушение. В связи с их неисполнением в установленный срок инспекцией труда вынесены решения о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате причитающихся денежных средств работникам и переданы в ФССП», – сообщил представитель Роструда. Претензии бывших работников АИР сочли обоснованными в Басманной межрайонной прокуратуре, которая теперь также судится с агентством. «Ведомости» направили запрос в Генпрокуратуру.
Помимо трудовых споров у АНО идут корпоративные судебные разбирательства, следует из картотеки арбитражных судов. Согласно иску девелопера «КФС-групп», АИР задолжало за аренду здания в Хохловском переулке 26 млн руб. в период с декабря 2020 г. по май 2021 г. Часть долга погашена обеспечительным платежом (12,8 млн руб.), остальную сумму – 15 млн руб. (с учетом неустойки) – предстоит взыскать с АИР, следует из решения судьи. Также иски подали компания в сфере информационной безопасности «Ангара технолоджиз груп» (на 7 млн руб.), Сбербанк (на 2 млн руб.), ФГУП «Охрана» Федеральной службы войск нацгвардии (на 1 млн руб.), компания телефонной связи «Нетком-Р» (на 219 275 руб.) и т. д.
В августе и сентябре ФНС были приостановлены операции по девяти счетам АИР – в Сбербанке, ВТБ и Газпромбанке, следует из выписки с официального сайта налоговой. Основания для заморозки по всем счетам – неуплата налогов, сборов, пеней или штрафов. «Ведомости» направили запрос в ФНС.
Ненужная структура
АИР создавалось в преддверии глобальной реформы институтов развития, которая предполагала консолидацию организаций, представляющих системную значимость, в группу ВЭБ.РФ, с одной стороны, и ликвидацию учреждений с излишними или дублирующими функциями – с другой, рассуждает высокопоставленный федеральный чиновник. По его словам, во многом АИР оказалось за бортом госфинансирования из-за этого маневра. «Концепция всего поменялась, в правительстве посчитали, что агентство – это ненужная структура, буквально через несколько недель после его создания», – уточнил он.
О планах правительства провести реформу РБК сообщил 23 ноября 2020 г., в тот же день подробности этого официально уточнил премьер Михаил Мишустин. 30 декабря он подписал распоряжение. Согласно документу, такие институты, как «Сколково», «Роснано», Фонд развития промышленности, Корпорация МСП и ряд других, передавались ВЭБу. Множество других было ликвидировано. АИР в текст распоряжения не вошло. По словам федерального чиновника, а также источника, знакомого с ситуацией в АНО, агентство оказалось в вакууме – причем не только и не столько в правовом, сколько в аппаратном.
Тем не менее уже после распоряжения Мишустина об институтах развития 21 января 2021 г. у вице-премьера Белоусова было совещание с участием Иванова из Минэка и Окладниковой из Минфина по вопросам создания ГИС «Капиталовложения». Из протокола (копия есть у «Ведомостей») следует, что АНО АИР должно стать оператором ГИС, а Минэку (Решетникову), Минфину (Силуанову) и Минцифры России (Максуту Шадаеву) нужно «дополнительно проработать механизм финансового обеспечения создания, развития и эксплуатации ГИС» и до 1 марта 2021 г. подготовить проекты необходимых нормативных правовых актов.
Но в итоге в правительстве передумали развивать ГИС на базе АНО и решили совсем выйти из состава участников агентства. В мае 2021 г. Решетников объяснил это так: «Сейчас идет второй этап (первый – включение институтов в систему ВЭБа. – «Ведомости») по автономным некоммерческим организациям, которые выполняют какие-то схожие или аналогичные (с группой ВЭБа. – «Ведомости») функции. В рамках этого процесса было принято решение (о выходе из АИР. – «Ведомости»). А функции по сопровождению СЗПК – мы в настоящий момент прорабатываем передачу их в ВЭБ». Пока этого не произошло, уточнил представитель ВЭБ.РФ. С апреля новые СЗПК не заключаются. KPI правительства на 2021 г. – 2 трлн руб.
После выхода правительства и Минэка из АНО Иванов прорабатывал другие варианты развития агентства – зарабатывать на сопровождении и консалтинге по инвестиционным проектам, говорят четверо собеседников «Ведомостей». В мае 2021 г. Иванов направил руководителям крупнейших российских компаний письма с предложением войти в состав учредителей агентства в обмен на консалтинг, структурирование, мониторинг инвестиционных соглашений и проектов.
«Ведомости» ознакомились копией такого письма председателю совета директоров АФК «Система» Владимиру Евтушенкову от 14 мая 2021 г. В нем Иванов отмечал, что ряд направлений работы АНО в сфере поддержки частных инвестиций не отнесен к государственной функции в рамках реформы российских институтов развития, но в то же время эти компетенции востребованы инвестиционным сообществом. Представитель АФК «Система» не ответил на запрос «Ведомостей». Источник в одной из металлургических компаний подтвердил получение аналогичного письма, но оно не было поддержано, так как концепция участия не была в достаточной степени проработана. По заверениям сотрудников, ни одна из частных компаний не откликнулась на призыв.
Иванов не ответил на звонок и сообщения корреспондента «Ведомостей». Родионов уточнил, что нарушений трудового законодательства при сокращении коллектива допущено не было. На другие вопросы он отказался отвечать.
В подготовке статьи участвовали Матвей Катков, Василий Милькин, Екатерина Бурлакова, Алексей Никольский
Агентство национальных проектов и инвестиций
Проведение регулярных встреч руководителей региональных институтов развития (РИР) с целью участия в формировании сообщества профессионалов в сфере привлечения инвестиций, обмена практиками по моделям работы РИР, обмена информацией о деловой репутации инвесторов
1. Продвижение консолидированной позиции по вопросам работы РИР на федеральном уровне
2. Содействие в выстраивании коммуникаций членов НААИР с федеральными органами власти и институтами развития (ФИР)
3. Вовлечение РИР в проведение экспертизы федеральных НПА по инвестиционной тематике
4. Защита интересов РИР на федеральном уровне
1. Консультации по формированию региональных НПА, регулирующих деятельностью РИР
2. Диагностика моделей работы РИР и выработка рекомендаций по оптимизации деятельности на основе успешного регионального опыта
3. Содействие регионам России в создании/реорганизации РИР
4. Консультации по вопросам деятельности РИР
1. Проведение исследований по вопросам деятельности РИР
2. Подготовка аналитических обзоров ключевых отраслей с примерами инвестиционных ниш 3. Доступ к информации о системных инвесторах/трендах
1. Проведение обучающих тренингов по инвестиционной тематике
2. Акселерационная программа для сотрудников РИР
3. Стажировка сотрудников РИР в федеральных институтах развития
4. Проведение независимой оценки квалификации сотрудников РИР
5. Предоставление доступа к кадровому и экспертному резерву РИР
1. Содействие членам НААИР в проведении региональных мероприятий по инвестиционной тематике с участием институтов развития
2. Проведение в субъектах РФ ключевых мероприятий, посвященных деятельности институтов развития
3. Предоставление площадки для переговоров и мероприятий в центре Москвы
НАПУ реорганизовано и стало регулятором криптополитики
Президент Шавкат Мирзиёев подписал указ о реорганизации Национального агентства проектного управления при президенте Узбекистана, сообщило Министерство юстиции.
Новое название ведомства — Национальное агентство перспективных проектов. Его основными задачами установлены:
- разработка и осуществление единой государственной политики в области оборота криптоактивов;
- обеспечение законных прав и интересов инвесторов в области оборота криптоактивов;
- разработка и участие в реализации мер по борьбе против легализации доходов, полученных преступным путём в области оборота криптоактивов, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения;
- инициирование и содействие в продвижении проектов по внедрению технологии распределенного реестра и других технологий в государственном управлении и социально-экономической сфере.
Для юрлиц, внедряющих технологии в области криптовалют, вводится особый режим регулирования в сфере оборота криптоактивов.
Участники данного режима освобождаются от всех налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды, а также таможенных пошлин (кроме таможенных сборов) за импорт по утверждаемым спискам устройств, запчастей, деталей, узлов, технической документации и программного обеспечения для своих нужд. Сотрудники компаний в сфере криптоактивов, находящихся под особым режимом, будут платить НДФЛ по ставке в 7,5% (вместо 12%).
НАПУ было создано в 2017 году указом президента. Одной из основных задач агентства было повышение эффективности и прозрачности разработки и реализации государственных и региональных программ, инвестиционных проектов, финансируемых за счет госбюджета и иностранных кредитов, займов и грантов.
Источник https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2021/11/08/894760-pochemu-agentstvo-ne-platit-zarplati-i-lisheno-gosfinansirovaniya
Источник https://naair.ru/
Источник https://www.gazeta.uz/ru/2022/04/28/agency/