Прочие инвестиции
Прочие инвестиции — это остаточная категория, которая не попадает под определение прямых и портфельных инвестиций. Из прочих инвестиций выделяются:
• торговые кредиты (сюда относится предварительная оплата за импорт или экспорт и предоставление кредитов для импорта или экспорта);
• прочие кредиты (включают различные кредиты, кроме торговых, полученные .не от прямых инвесторов); в их числе выделяются кредиты, полученные от международных финансовых организаций: Мирового банка, Международного валютного фонда, Европейского банка реконструкции и развития и т.п.;
• банковские вклады (к ним относятся собственные счета зарубежных юридических лиц в российских банках (инвестиции в Россию из-за рубежа) и российских юридических лиц в зарубежных банках (инвестиции из России за рубеж);
• прочее (в эту остаточную категорию входят все неотраженные выше финансовые активы и пассивы, например, дебиторские и кредиторские задолженности, относящиеся к просроченным процентным платежам, просроченным ссудным платежам, невыплаченной заработной плате, неуплаченным налогам).
Доля прочих иностранных инвестиций в общем объеме привлеченных инвестиций в российскую экономику в 1998 г. составляет 76,5% и в последние годы имеет тенденцию к росту. Если учитывать, что к категории прочих иностранных инвестиций относятся торговые кредиты и банковские вклады, то они представляют собой короткие, или «горячие», деньги, которые быстро изымаются из экономики страны Это негативным образом отражается на стабильности развития народного хозяйства России. Например, в декабре 1997 г., в ходе финансового кризиса в Юго-Восточной Азии значительная часть иностранных инвесторов в спешном порядке выводила из России свои капиталы, что дестабилизировало денежно-кредитную сферу страны и в итоге экономику в целом. Таким образом, структуру иностранных инвестиций в российскую экономику можно охарактеризовать как не вполне благоприятную.
Более подробно тенденции изменения в структурном составе привлекаемых Россией иностранных инвестиций раскрываются в диаграмме «Динамика изменения структуры привлекаемых иностранных инвестиций в Российскую Федерацию в 1994—1997 гг.» (см. рис. 8.2).
* Бюллетень иностранной коммерческой информации. — 1998. — № 45. — С. 2.
Темпы прироста объемов привлекаемых Россией иностранных инвестиций достигают внушительных значений. Так, в 1995 г. темп прироста составил 28,4%, в 1996—1997 гг. — свыше 50%, а за первую половину 1998 г. — 30%. Однако общая величина привлеченных Российской Федерацией иностранных капиталов в 1998 г. составила всего 34 млрд долл. СЩА. Для нашей страны это, несомненно, недостаточно.
Согласно оценкам Министерства экономики РФ, разрыв между совокупными потребностями в инвестициях для проведения структурной перестройки на период до 2010 г. (800—900 млрд долл. США) и внутренними возможностями страны при их максимальном использовании (400—600 млрд долл. США) составляет 300—400 млрд долл. США. Одним из важных источников покрытия этого дефицита может служить рынок международных капиталов, где совокупные объемы мирового экспорта капитала на современном этапе составляют примерно 600 млрд долл. США в год. Более подробно о структуре участников мирового рынка капиталов в 1996—1997 гг. в табл. 8.2.
Потоки прямых инвестиций по ряду стран ОЭСР, в млрд долл. США
Источник: Экономика и жизнь. — 1998. — № 41. — С. 5.
Данные таблицы показывают, что совокупный объем экспорта капитала разделяется на два крупных встречных потока — от стран ОЭСР (среди которых выделяются безусловные лидеры — США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Голландия — около 75% всего экспорта капитала из стран ОЭСР) и остального мира. При этом экспорт капитала стран ОЭСР, как правило, превышает экспорт капитала остальных стран мира. Так, в 1997 г. страны ОЭСР экспортировали иностранных инвестиций на 382 млрд долл. США, а экспорт капитала стран остального мира в страны ОЭСР составил 258 млрд долл. США, т.е. на 124 млрд долл. США меньше. По сути сальдо превышения экспорта капитала стран ОЭСР составило в основном инвестиции в развивающиеся страны и государства с переходной экономикой, из них 10,5 млрд долл. США было экспортировано в 1997 г. в Россию.
На этом фоне размеры ежегодных иностранных инвестиций в российскую экономику составляют очень скромные размеры — менее 10 млрд долл. США. А если сравнивать объемы поступивших в страну иностранных капиталов по показателю на душу населения, то масштабы привлечения инвестиций в Россию становятся совсем незначительными. На начало 1998 г. накопленные прямые иностранные инвестиции в нашу страну составили около 10 млрд долл. США, или 70 долл. США на душу населения (для сравнения, в Польше — 140 долл. США на душу населения, в Венгрии — 300 долл. США на душу населения). Все прямые иностранные инвестиции сделаны в России из стран ОЭСР.
Выход России на мировой рынок капиталов и расширение своего участия в нем подразумевают организацию правового и экономического механизмов сведения основных экспортеров капитала и российских импортеров капитала, освоения важнейших финансовых рынков. Схематично механизм поступления иностранных инвестиций в Россию показан на рис. 8.3.
Схема наглядно демонстрирует разнообразие и сложность возникающих взаимоотношений партнеров при организации «цепочек» поступления иностранных инвестиций от поставщиков капитала до конечных его импортеров. Основным источником инвестиций, как правило, служат накопления физических и юридических лиц (индивидуальные инвесторы) страны — экспортера капитала, которые могут их предоставлять напрямую, что бывает крайне редко; через национальных и иностранных финансовых посредников (институциональные инвесторы) — наиболее распространенный способ; либо непосредственно через мировой финансовый рынок. Финансовые институты — экспортеры капитала могут участвовать в работе мировых финансовых рынков как на стороне спроса, так и на стороне предложения.
Рассматривая поступление иностранных инвестиций в Россию, необходимо помнить, что они поступают либо через российских финансовых посредников, либо через национальный финансовый рынок как составной мирового, либо путем выхода российских заемщиков напрямую на мировые денежные рынки и рынки капиталов. Нужно отметить и тот факт, что российские институциональные инвесторы могут участвовать не только как заемщики, но и как кредиторы, хотя и в гораздо меньших объемах, и в основном на денежном рынке. Важнейшую роль в привлечении и распределении иностранных инвестиций в российскую экономику играет государство в лице Правительства РФ.
Мировой рынок предлагает большое количество коммерческих источников и инструментов финансирования инвестиционных проектов, которые потенциально открыты для всех заемщиков, в том числе и из России.
Коммерческие банки всегда были одним из самых популярных и наиболее крупных источником проектного финансирования — финансирования под проект. Однако в настоящее время через инструменты рынка капитала — акции и облигации — мобилизуется около 2/3 международных инвестиционных ресурсов. Инвестиционные ресурсы, поступающие в Россию, формируются главным образом за счет комбинации банковских ссуд, займов и совместного финансирования. Это объясняется слабой развитостью российского фондового рынка и его удаленностью от мировых потоков капитала.
Тем не менее Правительству РФ удалось разместить на мировом валютном рынке (рынке евровалют) с декабря 1996 г. по апрель 1998 г. свои облигационные займы на сумму более 7,5 млрд долл. США (в пересчете по курсу евровалют к доллару США), в том числе в 1998 г. — 1,11 млрд долл. США, из которых 700 млн долл. США в немецких марках на 7 лет под 9,375% годовых и 410 млн долл. США в итальянских лирах на 5 лет под 9% годовых. Сумма плановых платежей России по всем ранее выпущенным евробондам в 1998 г. составляет 2,13 млрд долл. США.
Статистические данные табл. 8.3 отражают расстановку стратегических интересов основных стран-инвесторов в российскую экономику, которые в какой-то степени обоснованы стратегией присутствия этих стран на рынке мировых капиталов.
США занимают ведущие позиции в мировой экономической системе и в значительной мере определяют распределение инвестиционных ресурсов в мире (см. также данные табл. 8.2) как через прямой экспорт капитала, так и косвенным путем — через вложения контролируемых американским капиталом ТНК, расположенных в Западной Европе, Канаде и других странах. Определяющим фактором для американских компаний при принятии решения о зарубежном инвестировании является норма прибыли, которая на американские инвестиции примерно в два раза выше, чем средний показатель в мире. В отраслевом разрезе — более половины вывозимых из США прямых иностранных инвестиций направляются в сферу услуг, в организационном — создание предприятий со 100%-м участием американского капитала в уставном фонде компании.
Структура иностранных инвестиций, привлеченных Российской Федерацией по основным странам-инвесторам, по состоянию на 1 января 1998 г.
Источник: Бюллетень иностранной коммерческой информации. № 45. — С. 2 — 3.
Американские инвесторы не являются самыми крупными по объему вложений в иностранные акции и облигации. На этом рынке среди институциональных инвесторов доминируют компании Великобритании. Но США являются лидером в мобилизации капитала для местных и иностранных компаний через систему депозитных свидетельств. Использование таких свидетельств фактически снимает для американских инвесторов значительную часть рисков вложений в иностранные ценные бумаги при условии их сертификации американской Комиссией по ценным бумагам и биржам. Эта комиссия уже приняла решение, позволяющее конвертировать акции российских предприятий в американские сертификаты. Предпринимаются и другие шаги в направлении расширения операций с ценными бумагами российских компаний.
На протяжении последних 10—15 лег происходило повышение роли Западной Европы в общей сумме инвестиций в мире.
Основными центрами, из которых поступают почти 100% портфельных инвестиций из Западной Европы, являются Лондон, Цюрих и Кипр. Через Лондон осуществляются международные операции ряда крупных американских, немецких и голландских банков. Например, крупнейшие немецкие портфельные инвесторы приняли принципиальное решение об освоении российского фондового рынка через Лондон. Из Лондона также поступают средства для крупнейших из работающих в России венчурных фондов. Цюрих является центром портфельных инвестиций Швейцарских компаний, американских и австрийских инвестиционных фондов. Через оффшоры на Кипре действует ряд крупнейших американских пенсионных и инвестиционных фондов, которым запрещено работать на рынке развивающихся стран, а также компании, зарегистрированные в других странах нашими соотечественниками. Развитие евровалютного рынка превратило Западную Европу в крупнейший центр международного кредитования, на который приходится около половины всего объема международных кредитов.
В последнее десятилетие в Европе так же, как и в США, наметилась тенденция опережающего роста международного кредитования в форме облигационных займов, а не в форме банковского кредита. Однако выход отдельных российских хозяйственных субъектов на международный рынок ссудного капитала затруднен, причем не столько из-за политического риска, сколько из-за отсутствия доверия к их финансовому положению.
Среди западных инвесторов, осуществляющих свои инвестиции в Россию, преобладают немецкие, австрийские, финские и итальянские компании, которые в большинстве случаев создают совместные предприятия. Европейские компании придерживаются практики формирования небольшого уставного капитала совместных предприятий и увеличения своей доли в уставном фонде совместного предприятия за счет предоставления кредитных ресурсов и гарантированного сбыта продукции на западных рынках.
Специфика европейских компаний — повышенный интерес, по сравнению с американскими и японскими инвесторами, к предприятиям обрабатывающей промышленности. Германские фирмы активно вкладывают капитал в машиностроение, химическое и фармацевтическое производство, финские — в лесозаготовку и деревообработку, итальянские инвесторы — в отрасли легкой промышленности.
Японцы не слишком заинтересованы в инвестировании российских предприятий, хотя их довольно сильно интересуют возможности внутреннего российского рынка и приграничные территории. Отраслевая структура японских капиталовложений за рубеж в 1990—1997 гг. оставалась достаточно стабильной. Основные приоритеты японских инвесторов — электронная и химическая промышленность, автомобилестроение. Россия занимает 13-е место в списке стран, в которые вкладываются средства Японии. Общий объем задолженности Российской Федерации Японии — 1,1 млрд долл. США.
По данным японских деловых кругов, в 1996—1997 гг. японские инвестиции в российскую экономику составили более 20 млн долл. США. Были реализованы контракты на 700 млн долл. США, По схеме «газ — трубы» выделено 0,2 млн долл. США для реконструкции радиорелейной линии Москва — Хабаровск и 400 млн долл. США для закупок в Японии оборудования для трех российских предприятий, в том числе 50 млн долл. США — петербургскому предприятию «Импульс», 200 млн долл. США — Ярославскому нефтеперерабатывающему предприятию, 150 млн долл. США — КАМАЗу.
Активно начинают инвестировать за рубеж и конкурировать с традиционными экспортерами капитала «азиатские драконы» — Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг. Если компании Европы и Америки не выделяют определенные регионы в мире для инвестирования, то интересы инвесторов этих стран имеют чисто выраженный географический характер. Так, в России их взоры направлены исключительно на Дальний Восток.
Структура иностранных инвестиций в Российской Федерации по основным странам-инвесторам по своему характеру является динамичной: страны, занимавшие лидирующие позиции, с течением времени оттесняются на второстепенные роли, и наоборот, страны, имевшие наименьшую долю в иностранных инвестициях в российскую экономику, становятся лидерами. Например, до недавнего времени инвестиции от немецких партнеров в экономику СССР, а затем и России являлись основными, в то время как поток инвестиций из США в СССР и в Российскую Федерацию в первые годы экономических реформ был незначительным. В настоящее время ситуация изменилась с точностью до наоборот (см. диаграмму на рис. 8.4).
* Экономика и жизнь. — 1998. — № 3. — С. 1.
Однако Германия продолжает оставаться крупнейшим кредитором и торговым партнером России в мире, и прежде всего из-за накопленных инвестиций из этой страны, доставшихся от СССР. Совокупная задолженность составляет 131 млрд нем. марок (приблизительно 73,4 млрд долл. США, или около 53% общей задолженности России с учетом долгов СССР), около 90% из которых выдано под государственные гарантии по линии немецкого ВТО «Гермес».
Задолженность России федеральному правительству Германии составляет 74,2 млрд нем. марок, в том числе:
50,8 млрд нем. марок — неосуществленные экспортные контракты СССР — ФРГ;
14,7 млрд нем. марок — задолженность собственно России;
8,7 млрд нем. марок — несвязанные немецкие кредиты.
Требования немецких коммерческих банков к России, по данным Бундесбанка, достигают 52,1 млрд нем. марок. 4,7 млрд нем. марок выделили России ведущие немецкие предприятия и компании.
Как правило, страны, инвестирующие свои капиталы в Российскую Федерацию, являются членами Парижского клуба, который представляет собой неформальную организацию промышленно развитых стран, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран-заемщиков. Во избежание одностороннего моратория (отсрочки платежа) страны-кредиторы, члены Парижского клуба, ведут переговоры с должниками «лицом к лицу» об условиях пересмотра внешних займов. Начало деятельности клуба относится к 1956 г., когда кредиторы Аргентины были приглашены в Париж на переговоры с должниками.
Периодические заседания Парижского клуба в 70-х гг. сменились активной работой в 80—90-х гг. в связи с обострением проблемы погашения государственного долга развивающихся стран, а затем стран Восточной Европы и России. Вопросы, выносимые на рассмотрение заседаний клуба, решаются, скорее, с политической точки зрения. Россия в 1997 г. была принята в Парижский клуб, что должно повысить доверие к ней при выделении международных кредитов.
Основными иностранными инвесторами, осуществляющими косвенные инвестиции, т.е. финансирующими российскую экономику посредством Правительства РФ, являются следующие финансовые институты:
§ Международный валютный фонд (МВФ);
§ Всемирный банк (The World Bank);
§ Международная финансовая корпорация (МФК);
§ Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР);
§ правительства зарубежных стран — членов Парижского клуба;
§ зарубежные коммерческие банки — члены Лондонского клуба;
§ специализированные финансово-кредитные организации, среди которых:
— «Российско-американский фонд предпринимательства»;
— « КС Ферст Бостон — Россия » (CS First Boston — Russia);
— «Пионер Инвестмент» (Pioneer Investment);
— «Брансвик Инвестмент» (Brunswick Investment);
— «Фонд крупных российских предприятий»;
— «Фрэмлинггон Русский Инвестиционный фонд»;
— «Российско-Американский Инвестиционный банк» (РАИБ);
— «Флеминг Российская Инвестиционная Корпорация» (ФРИК).
Зарубежные банки-кредиторы на основе коммерческого интереса объединились в Лондонский клуб, который представляет собой международное объединение частных коммерческих банков. Он был сформирован в конце 70-х гг. для решения проблем, возникших из-за неспособности ряда стран (в первую очередь развивающихся) регулярно обслуживать свою внешнюю задолженность. В отличие от Парижского, Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой госгарантий или страхования.
Основные методы решения долговых проблем: реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых кредитов. Первое заседание клуба состоялось в 1976 г. в связи с проблемами Заира. Всего в 1981—1983 гг. заключено 14 соглашений на 10 млрд долл. США, в последующие два года, после разразившегося мирового долгового кризиса 1982 г., — 47 соглашений на 130 млрд долл. США.
В клуб сегодня входит около 600 коммерческих банков промышленно развитых стран мира ( Deutsche Bank AG , Dresdner Bank , Commerzbank AG , Banka Commerciale Italiana , Bank of America , Midland Bank , Bank of Tokyo — Mitsubishi , Industrial Bank of Japan , Credit Lyonnais , Creditanstalt — Bankverein и др.). В числе кредиторов, связанных с Внешэкономбанком РФ, — 430 банков во главе с Банковским консультативным комитетом, который вырабатывает общие принципы по урегулированию задолженности Внешэкономбанка РФ перед коммерческими банками — кредиторами СССР.
Сумма основного долга Внешэкономбанка РФ (бывшего СССР) банкам Лондонского клуба составляет 24 млрд долл. США, процентные платежи — 8,3 млрд долл. США*. По договоренности с Лондонским клубом от октября 1997 г., сумма российского долга оформляется следующим образом: основной долг переводится в ценные бездокументарные бумаги, а проценты — в бумажные процентные облигации. Погашение долгов будет осуществляться в течение 25 лет с семилетним льготным периодом, во время которого выплачиваются только проценты по ставке LIBOR +13/16.
* Маковская Е. Искусство вылезать из петли / Эксперт. — 1997. — № 39. — С. 13.
Значительная доля иностранных инвестиций, привлеченных именно Российской Федерацией, приходится на международные валютные и кредитно-финансовые организации: МВФ, Всемирный банк, ЕБРР. По состоянию на 1 января 1998 г. на них приходится около 60% общего объема иностранных инвестиций, привлеченных в российскую экономику за годы реформ.
Доля инвестиций в Россию в портфеле Всемирного банка на начало 1998 г. составляет 9,9 млрд долл. США, из которых 5,4 млрд долл. США уже освоены. Приоритеты сотрудничества Всемирного банка и России постепенно сдвигаются от бюджетозамещающих займов к инвестиционному кредитованию (см. диаграмму на рис. 8.5).
* Галиев А., Максимов В. Всемирный банк кредитует инвестиции и регионы / Эксперт. — 1999. — № 19. — С. 24.
В стратегии инвестирования Всемирного банка в Россию региональный подход будет доминировать над отраслевым. Центр тяжести по принятию решений Всемирного банка относительно кредитования российских реформ все больше перемещается в глубь России, т.е. приоритетным направлением станет оказание содействия экономическим и социальным реформам на региональном уровне.
По последним данным, объем вложений ЕБРР в нашу страну составил 2,5 млрд ЭКЮ. Участие в акционерном капитале российских компаний оценивается по совокупности в 7 млрд ЭКЮ. Российская доля в общем портфеле ЕБРР составляет порядка 25%.
За период 1992—1997 гг. МВФ предоставил России несколько видов кредитов, причем год от года их размеры увеличивались. По состоянию на начало 1998 г. за Россией числится задолженность на сумму 13,7 млрд долл. США, которая складывается из остатков ссудной задолженности по резервному кредиту 1992 г.; кредита системной трансформации 1993—1994 гг.; резервного кредита 1995—1996 гг., или 43,7% общей суммы задолженности; расширенного кредитования в 1996—1997 гг., что составляет 33,5% суммы задолженности МВФ.
Таким образом, в последнее время кредиты МВФ выступают для России наиболее доступными и часто используемыми денежными средствами в чрезвычайных экономических ситуациях. Кредиты, предоставляемые Российской Федерации ЕБРР и Всемирным банком, предназначены для долгосрочных вложений, связанных с перестройкой и обновлением инфраструктуры народного хозяйства страны, поддержанием и развитием важнейших для рыночной экономики отраслей.
Что касается инвестиций, сделанных специализированными финансово-кредитными организациями в Россию, то они являются узкоспециализированными, достигают незначительных объемов и направлены в основном на создание и поддержание информационной рыночной инфраструктуры в отдельных областях экономики.
Смотрите также:
Международные экономические отношения (в широком смысле этого понятия) .
Именно эти отношения в сфере МЭО регулируются международным экономическим правом
Международные экономические отношения находят свое практическое выражение в
международной торговле, валютно-финансовых, инвестиционных и других
Литература: Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М., 1997;
Богуславский М.М. Международное экономическое право. .
Международное публичное право рассматривается как самостоятельная правовая .
являются международные гражданские отношения, которые включают
Важную роль в регламентации экономических отношений играют международные
организации, как универсальные (учреждения ООН), так и региональные
Международное экономическое право принято характеризовать как совокупность
принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и иными
Международные экономические отношения представляют собой в настоящее время
обширный комплекс торговых, производственных, научно-технических, .
bibliotekar.ru/biznes-35/46.htm
РАЗДЕЛ V. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ . 14.5.
Международное экономическое сотрудничество в современных условиях .
bibliotekar.ru/biznes-36/50.htm
Международное публичное право рассматривается как самостоятельная правовая .
являются международные гражданские отношения, которые включают
. валютно-кредитные и финансовые организации располагают большими полномочиями
и ресурсами и призваны регулировать международные экономические отношения. .
Методологический комментарий к международной инвестиционной позиции Российской Федерации
Концептуальной и методологической основой является шестое издание Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции Международного валютного фонда (РПБ6).
Общие понятия статистики международной инвестиционной позиции
Международная инвестиционная позиция (МИП) представляет собой статистический отчет, отражающий на определенный момент времени стоимость финансовых требований резидентов к нерезидентам, а также золота в слитках, служащего резервным активом, и обязательств резидентов перед нерезидентами.
В МИП отражаются остатки активов и обязательств на отчетную дату, а также изменения за период, которые произошли в результате операций, стоимостных изменений (переоценки) и прочих изменений.
Изменения в результате операций показывают чистые изменения иностранных активов/обязательств, которые произошли в результате финансовых операций между резидентами и нерезидентами с этими активами/обязательствами. Эти операции отражаются в финансовом счете платежного баланса.
Изменения в результате переоценки и прочие изменения отражают изменения, не связанные с финансовыми операциями между резидентами и нерезидентами. В составе изменений в результате переоценки учитываются чистые изменения в объеме активов/обязательств в результате изменения валютных курсов и уровня цен на финансовые инструменты. В прочие изменения включаются все остальные изменения в объеме активов/обязательств. К ним относятся: изменения в результате списания активов или обязательств; переклассификация (перераспределение) между институциональными секторами или функциональными категориями; изменения, вызванные сменой резидентной принадлежности институциональной единицы.
Разница между внешними финансовыми активами и обязательствами представляет собой чистую инвестиционную позицию, которая может быть положительной — страна является чистым кредитором по отношению к остальному миру — или отрицательной — страна является чистым заемщиком.
Структура и характеристика международной инвестиционной позиции Российской Федерации
Данные МИП Российской Федерации распространяются (публикуются) в нескольких презентациях, имеющих различные группировки данных и степень их детализации.
Основные агрегаты. Презентация представляет собой набор главных компонентов международной инвестиционной позиции.
Стандартные компоненты. Перечень компонентов для данной презентации определен Международным Валютным Фондом (МВФ) и является стандартным для всех стран при передаче данных в МВФ в соответствии со Специальным стандартом распространения данных (ССРД). Он является наиболее подробным и включает собственно стандартные компоненты и дополнительные статьи. Стандартные компоненты представляют собой неотъемлемые компоненты системы, учитываемые при расчете результирующих показателей.
Дополнительные статьи — компоненты, которые составляются в зависимости от конкретных экономических условий. В презентации стандартных компонентов дополнительные статьи выделяются курсивом.
Финансовые активы и обязательства в стандартном представлении МИП классифицируются следующим образом:
— по функциональным категориям — прямые инвестиции, портфельные инвестиции, производные финансовые инструменты, прочие инвестиции, международные резервы (резервные активы);
— по финансовым инструментам — инструменты участия в капитале и паи инвестиционных фондов, долговые ценные бумаги, опционы, контракты форвардного типа, прочие финансовые активы и обязательства;
— по институциональным секторам и подсекторам — центральный банк; банки; органы государственного управления; прочие секторы, в состав которых включаются другие финансовые организации (кроме банков), нефинансовые организации, домашние хозяйства и некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
— по срокам погашения (в случае долговых инструментов): долгосрочные (с первоначальным сроком погашения свыше одного года) и краткосрочные (с первоначальным сроком погашения один год и менее или выплачиваемые по требованию).
Дополнительно разрабатываются основные агрегаты МИП в распределении на позиции в национальной валюте и в иностранной валюте, а также валютная структура внешних долговых требований и внешних долговых обязательств, которая включает классификацию по секторам, срокам и видам валют (российский рубль, доллар США и евро). Кроме того, разрабатывается МИП в разрезе финансовых инструментов и институциональных секторов с выделением сектора нефинансовых организаций.
Функциональные категории и финансовые инструменты
Иностранные инвестиции классифицируются в МИП на активы и обязательства, распределяемые в соответствии с экономической моделью поведения инвесторов по функциональным категориям (на прямые, портфельные и прочие инвестиции, производные финансовые инструменты, резервные активы), которые, в свою очередь, детализируются по видам финансовых инструментов, охватывающих полный перечень финансовых взаимоотношений с нерезидентами.
Прямые инвестиции
Прямые инвестиции — это категория иностранных инвестиций, которые осуществляются институциональной единицей-резидентом одной страны с целью осуществления контроля или приобретения устойчивого влияния на управление предприятием, расположенным в другой стране.
Непосредственные отношения прямого инвестирования возникают, когда прямой инвестор напрямую владеет инструментами участия в капитале, обеспечивающих ему 10 и более процентов голосов в управлении предприятием прямого инвестирования.
Прямые инвестиции учитываются в форме участия в капитале (котируемые и некотируемые акции, доли, паи, недвижимость), реинвестирования доходов и долговых инструментов (ценные бумаги, ссуды и займы), исключая операции с долговыми инструментами между финансовыми посредниками, связанными отношениями прямого инвестирования.
К прямым инвестициям относятся операции по приобретению предприятием прямого инвестирования долевых и долговых инструментов своего прямого инвестора (обратное инвестирование) и операции между сестринскими предприятиями. К сестринским относятся те предприятия, которые находятся под контролем или влиянием одного и того же непосредственного или косвенного инвестора, но не имеют никакого контроля или влияния друг на друга.
Портфельные инвестиции
Портфельные инвестиции — категория иностранных инвестиций в обращающиеся долговые ценные бумаги и ценные бумаги, обеспечивающие участие в капитале, кроме тех, которые включены в прямые инвестиции и резервные активы.
Производные финансовые инструменты
Производные финансовые инструменты — финансовые инструменты, которые привязаны к другим специфическим инструментам, показателям или биржевым товарам и с помощью которых на финансовых рынках могут перепродаваться финансовые риски независимо от базового инструмента. Выделяются две категории производных финансовых инструментов: опционы и контракты форвардного типа.
Прочие инвестиции
Прочие инвестиции представляют собой остаточную категорию финансовых инструментов, которые не включены в категории прямых и портфельных инвестиций, производных финансовых инструментов и резервных активов. В их составе выделяются: прочее участие в капитале, наличная валюта и депозиты, ссуды и займы, страховые и пенсионные программы, программы стандартных гарантий, торговые кредиты и авансы, специальные права заимствования (СДР) в части обязательств, прочая дебиторская/кредиторская задолженность (включая задолженность по объявленным, но не выплаченным дивидендам по акциям российских предприятий, принадлежащим иностранным портфельным инвесторам).
Резервные активы
Резервные активы представляют собой высоколиквидные иностранные активы, которые находятся в распоряжении Банка России и Правительства Российской Федерации и контролируются ими в целях удовлетворения потребностей в финансировании платежного баланса, проведения интервенций на валютных рынках для оказания воздействия на валютный курс и в других соответствующих целях. Резервные активы включают: монетарное золото, СДР, резервную позицию в МВФ и прочие резервные активы (наличная валюта и депозиты, ценные бумаги, прочие требования).
Институциональные секторы
Институциональные секторы и подсекторы в международной инвестиционной позиции соотносятся с сектором (подсектором) резидентов, а не с сектором контрагентов, то есть в случае активов это сектор (подсектор) российского инвестора или кредитора и в случае обязательств — сектор (подсектор) российского эмитента или заемщика.
Центральный банк представлен Центральным банком Российской Федерации.
Банки — кредитные организации (кроме небанковских кредитных организаций) и государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» без учета его деятельности в качестве агента Правительства Российской Федерации.
Органы государственного управления — органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные органы управления.
Прочие секторы — аналитическая группировка, включающая другие финансовые организации (кроме банков), нефинансовые организации, домашние хозяйства и некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКОДХ):
— другие финансовые организации — небанковские кредитные организации и иные организации, для которых основной вид деятельности — предоставление финансовых услуг;
— нефинансовые организации — предприятия, основной деятельностью которых является производство товаров или нефинансовых услуг. К нефинансовым организациям относятся юридические лица, а также квазикорпорации — организации, действующие без образования юридического лица (отделения и представительства организаций-нерезидентов, условные единицы-резиденты, владеющие недвижимостью);
— домашние хозяйства — институциональные единицы, состоящие из одного физического лица или группы физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей;
— некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКОДХ) — институциональные единицы, являющиеся нерыночными производителями, созданные для оказания социальных услуг домашним хозяйствам. К ним относятся благотворительные общества, профсоюзы, профессиональные и научные общества, религиозные учреждения и т.п.
Иностранные инвестиции
Иностранные инвестиции включают потоки капитала из одной страны в другую, предоставляя иностранным инвесторам обширные доли владения в местных компаниях и активах. Иностранные инвестиции означают, что иностранцы играют активную роль в управлении как часть своих инвестиций или доли в капитале, достаточно большой, чтобы позволить иностранному инвестору влиять на бизнес-стратегию. Современная тенденция склоняется к глобализации , когда транснациональные компании инвестируют в самые разные страны.
Ключевые моменты
- Под иностранными инвестициями понимаются инвестиции иностранного инвестора в отечественные компании и активы другой страны.
- Крупные транснациональные корпорации будут искать новые возможности для экономического роста, открывая филиалы и расширяя свои инвестиции в других странах.
- Прямые иностранные инвестиции включают долгосрочные материальные инвестиции, сделанные компанией в другой стране, такие как открытие заводов или покупка зданий.
- Косвенные иностранные инвестиции включают корпорации, финансовые учреждения и частных инвесторов, которые покупают акции иностранных компаний, торгующихся на иностранной фондовой бирже.
- Коммерческие ссуды представляют собой еще один вид иностранных инвестиций и включают банковские ссуды, выданные местными банками предприятиям в зарубежных странах или правительствам этих стран.
Как работают иностранные инвестиции
Иностранные инвестиции во многом рассматриваются как катализатор экономического роста в будущем. Иностранные инвестиции могут быть сделаны частными лицами, но чаще всего их предпринимают компании и корпорации, обладающие значительными активами, которые стремятся расширить свой охват.
По мере роста глобализации все больше и больше компаний имеют филиалы в странах по всему миру. Для некоторых транснациональных корпораций открытие новых производств и производственных предприятий в другой стране является привлекательным из-за возможностей для более дешевого производства и затрат на рабочую силу.
Кроме того, эти крупные корпорации часто стремятся вести дела с теми странами, где они будут платить меньше всего налогов. Они могут сделать это, переместив свой головной офис или часть своего бизнеса в страну, которая является налоговым убежищем или имеет благоприятное налоговое законодательство, направленное на привлечение иностранных инвесторов.
Краткая справка
Некоторые из наиболее популярных стран-убежищ, привлекающих иностранных инвесторов, включают Багамы, Бермудские острова, Монако, Люксембург, Маврикий и Каймановы острова.
Прямые и косвенные иностранные инвестиции
Иностранные инвестиции можно классифицировать одним из двух способов: прямые и косвенные. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) – это физические инвестиции и покупки, сделанные компанией в другой стране, как правило, путем открытия заводов и покупки зданий, машин, фабрик и другого оборудования в другой стране. Эти типы инвестиций пользуются гораздо большей популярностью, поскольку обычно считаются долгосрочными инвестициями и помогают укрепить экономику зарубежной страны.
Непрямые иностранные инвестиции предполагают покупку корпорациями, финансовыми учреждениями и частными инвесторами акций или позиций в иностранных компаниях, торгующих на иностранными портфельными инвестициями (ИПИ). Косвенные инвестиции включают не только долевые инструменты, такие как акции, но и долговые инструменты, такие как облигации.
Другие виды иностранных инвестиций
Следует учитывать два дополнительных типа иностранных инвестиций: коммерческие займы и официальные потоки. Коммерческие ссуды обычно имеют форму банковских ссуд, которые выдает местный банк предприятиям в зарубежных странах или правительствам этих стран. Официальные потоки – это общий термин, который относится к различным формам помощи в целях развития, которую развитые или развивающиеся страны предоставляют внутренней страной.
Коммерческие займы до 1980-х годов были крупнейшим источником иностранных инвестиций в развивающихся странах и на развивающихся рынках. По истечении этого периода объем инвестиций в коммерческие кредиты остановился, а прямые и портфельные инвестиции во всем мире значительно выросли.
Многосторонние банки развития
Другой вид иностранного инвестора – это многосторонний банк развития (МБР), который представляет собой международное финансовое учреждение, инвестирующее в развивающиеся страны в целях обеспечения экономической стабильности. В отличие от коммерческих кредиторов, инвестиционная цель которых заключается в получении максимальной прибыли, МБР используют свои иностранные инвестиции для финансирования проектов, поддерживающих экономическое и социальное развитие страны.
Инвестиции, которые обычно принимают форму ссуд под низкие или беспроцентные ссуды на выгодных условиях, могут финансировать строительство инфраструктурного проекта или обеспечивать страну капиталом, необходимым для создания новых отраслей и рабочих мест. Примеры многосторонних банков развития включают Всемирный банк и Межамериканский банк развития (МБР).
Источник http://www.bibliotekar.ru/mezhdunarodnye-otnosheniya-1/111.htm
Источник https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/meth_com_iip/
Источник https://nesrakonk.ru/foreign-investment/