Что такое бюджетные инвестиции: цели и порядок предоставления государственных денег — Blockchain for connecting people

Какие основные виды инвестиций существуют

Цель деятельности любой коммерческой компании – получение прибыли. Одним из инструментов для извлечения средств являются инвестиции. Они подразделяются на множество разновидностей.

Вопрос: Как отразить в учете АО получение бюджетных инвестиций на реконструкцию объекта недвижимости, учитываемого в составе основных средств (ОС) (сумма инвестиций признается взносом государства в уставный капитал АО)? Реконструкция ведется подрядным способом.
Общая сумма бюджетных инвестиций составляет 90 000 000 руб. На эту сумму АО передает в собственность РФ акции дополнительного выпуска по рыночной стоимости. С уполномоченным федеральным органом исполнительной власти заключен договор об участии РФ в собственности субъекта инвестиций. Общая номинальная стоимость переданных акций — 50 000 000 руб. В текущем месяце часть полученных средств направлена на оплату выполненных в этом месяце подрядчиком работ по реконструкции стоимостью 1 200 000 руб., в том числе НДС 200 000 руб. В результате реконструкции увеличивается первоначальная стоимость объекта ОС. Увеличение первоначальной стоимости реконструированного объекта ОС и начисление по нему амортизации в данной консультации не рассматриваются.
Посмотреть ответ

Что такое инвестиции?

Инвестиции – это вложение денег (ценные бумаги, предприятия и прочее) с целью получения средств. Это могут быть:

  • вклады в банковские учреждения;
  • паи;
  • ценные бумаги;
  • оборудование;
  • кредитование;
  • интеллектуальная собственность;
  • предпринимательские проекты.

Компания может вкладывать деньги в такие отрасли, как промышленность, транспортная сфера, сельское хозяйство.

Разновидности инвестиций

Инвестиции подразделяются на разновидности на основании разных своих характеристик.

Реальные инвестиции

Реальные инвестиции (РИ) предполагают вложение денег в материальные и нематериальные объекты. Это могут быть как физические (техника, транспорт и прочее), так и нефизические (патенты) объекты. РИ подразделяются на эти виды:

  • Вклад в увеличение эффективности производства компании. Функции этих инвестиций: снижение затрат на замену оборудования, модернизация.
  • Вклад в увеличение производства. Функции: повышение объемов производства.
  • Вклад в формирование нового производства. Это может быть также реконструкция.
  • Инвестиции в другие фирмы.
  • Вклады, необходимость которых связана с требованием государственных структур. Функции: обеспечение безопасности товара, соблюдение стандартов.

Как правило, РИ являются долгосрочными. То есть прибыль от вклада можно получить только спустя год или спустя более длительное время.

Финансовые инвестиции

Финансовые инвестиции – это вклад денег в финансовые инструменты: ценные бумаги, драгоценные металлы, валюта. ФИ подразделяются на эти разновидности:

  • Частные. Это инвестиции, выполняющиеся частными лицами.
  • Государственные. Это вклады местных или центральных органов управления или же предприятий, являющихся государственными.
  • Иностранные. Это инвестиции, которые делаются иностранными компаниями или государствами.
  • Совместные. Это вклады, которые выполняются совместными усилиями частных лиц, государств, компаний.

Финансовые и реальные вклады – это основные типы инвестиций. Некоторые инвесторы предпочитают оперировать финансовыми инструментами, другие – вкладывать средства в реальные объекты. Первый вариант является более распространенным.

В зависимости от степени участия

Инвестиции классифицируются в зависимости от характера участия:

  • Прямые. Это инвестирование, в котором лицо принимает личное участие. Это может быть вклад средств в уставной капитал организации с целью получения или выгоды, или права управления.
  • Косвенные. В этом случае предмет инвестирования подбирается не лично инвестором, а посредниками: консультантами, паевыми фондами.

Доля прямых инвестиций в мировом масштабе составляет 25%.

В зависимости от срока получения прибыли

Инвестиции классифицируются в зависимости от срока вкладов:

  • Краткосрочные. Деньги вкладываются в какой-либо проект на срок меньше года.
  • Среднесрочные. Деньги вкладываются на срок, составляющий 1-5 лет.
  • Долгосрочные. Деньги вкладываются на срок более 5 лет.

Как правило, краткосрочные инвестиции обладают большим риском. Долгосрочные инвестиции предполагают получение большего объема прибыли.

В зависимости от их доходности

В большинстве случаев доходность вклада можно просчитать. Выделяют следующие типы инвестиций:

  • Высокодоходные. Предполагает доходность выше среднего показателя.
  • Среднедоходные. Предполагаемый доход соответствуют среднему уровню.
  • Низкодоходные. Доход ниже среднего уровня.
  • Бездоходные. Не предполагают получение дохода. Выполняются с целью экологической и социальной пользы.

Чем выше доходность инвестиций, тем они более рискованные. Наиболее надежные вклады отличаются низкой доходностью.

В зависимости от степени риска

Риск – это одна из основных характеристик инвестиций. Рассмотрим виды вкладов с этой точки зрения:

  • Безрисковые. Риск отсутствует полностью. Инвестор гарантированно получит доход.
  • Низкорисковые. Риск ниже средних показателей.
  • Среднерисковые. Риск соответствует средним значениям по рынку.
  • Высокорисковые. Риск значительно превышает средние показатели.

К безрисковым и низкорисковым инвестициям можно отнести банковские вклады, покупку акций крупных предприятий. К высокорисковому виду относятся спекулятивные инвестиции.

В зависимости от показателей ликвидности

Ликвидность – это возможность продать активы по рыночной цене или по стоимости, приближенной к рыночной. Инвестиции классифицируются в зависимости от степени их ликвидности:

  • Высоколиквидные. Данные инвестиции можно быстро обратить в деньги по рыночной стоимости.
  • Среднеликвидные. Это вклады, которые можно конвертировать в деньги без утраты их стоимости в течение 1-6 месяцев.
  • Низколиквидные. Это те инвестиции, которые нельзя конвертировать в деньги самостоятельно.

Компаниям рекомендуется запастись высоколиквидными инвестициями. Они позволят быстро пополнить баланс организации в случае необходимости. Один из показателей ликвидности – востребованность объекта инвестиции на рынке.

В зависимости от направления применения капитала

Вклады подразделяются на виды в зависимости от того, какие именно средства вкладываются. Рассмотрим разновидности инвестиций:

  • Первичные. Предполагают использование средств, аккумулированных из собственных финансов или займов.
  • Реинвестиции. Предполагают вклад средств, которые появились от доходов ранее выполненной инвестиции.
  • Дезинвестиции. Это изъятие ранее вложенных средств из оборота. При этом средства не будут инвестироваться в дальнейшем.

Вид вклада позволяет определить характер инвестирования.

В зависимости от совместимости

Как правило, у компаний есть множество инвестиций. Они могут быть связаны между собой. Рассмотрим эти разновидности вкладов:

  • Взаимозависимые. Порядок вкладов определяется очередностью и зависит от состояния прежних объектов инвестиции.
  • Независимые. Средства вкладываются в автономные объекты, которые не зависят от прочих объектов инвестирования.
  • Взаимоисключающие. Это вклады с похожими характеристиками.

В последнем случае инвестору на выбор предоставляется несколько вариантов. Из представленного перечня нужно выбрать один вариант. Взаимоисключающие вклады отличаются такими характеристиками, как низкая ликвидность, продолжительность владения. Перед приобретением взаимоисключающих вкладов нужно провести инвестиционный анализ.

В зависимости от предмета вклада

Выделяют следующие виды инвестиций в зависимости от предмета вклада:

  • Физические активы.
  • Нематериальные активы (к примеру, право пользования).
  • Инновационные инвестиции (к примеру, вклад средств в обучающие системы).
  • Нетто-инвестиции (покупка новой компании).
  • Брутто-инвестиции (покупка новых средств производства).

Тип инвестиций определяется в зависимости от их предположительных характеристик. Большинство свойств вкладов можно предугадать. Это сроки получение прибыли, риски, ликвидность и прочее.

Что такое бюджетные инвестиции: цели и порядок предоставления государственных денег

News image

Износ основных фондов за 2018-2020 год в России составил 46,6 % (по данным Госстата). По некоторым отраслям он превысил 50 и даже 60 %. О каком экономическом росте может идти речь, если активы предприятий и организаций в таком плачевном состоянии? За счет чего им догонять и перегонять развитые страны Запада?

Для восстановления инфраструктуры и ее модернизации требуются инвестиции. Далеко не все предприятия могут себе позволить многомиллионные вливания в обновление. Бюджетные инвестиции – это деньги, которые как раз и предназначены для исправления сложившейся ситуации.

Но доступны государственные средства не всем. Вы не найдете описания этого инструмента в книгах об инвестировании, потому что частные инвесторы не могут рассчитывать на госконтракты и многомиллионные инвестиции в свои проекты. В статье поговорим о том, что такое бюджетные инвестиции, на что они тратятся, рассмотрим порядок предоставления государственных денег.

Определение

Прежде чем дать определение бюджетных инвестиций, давайте разберем классическое определение инвестиций в целом. Часто спрашиваю своих студентов, как они понимают этот термин. Ответ, как правило, один – это вложение денег в какой-то проект с целью получения прибыли. Тогда мы задаем встречный вопрос: “А если речь идет о строительстве, например, детского сада? Никакой прибыли с него нет. Значит, это уже не инвестиции?” Конечно же, инвестиции. Но определение надо уточнить.

Читать статью  Недельный отток средств из фондов акций США был максимальным за 10 месяцев

Инвестиции – это вложения средств (движимого и недвижимого имущества, нематериальных активов, земельных участков и пр.) в объекты с целью получения прибыли или достижения другого эффекта. В качестве эффекта не всегда выступает коммерческая составляющая, но также экологическая, социальная и т. д.

И инвестирование строительства детского сада как раз преследует достижение другого эффекта. Например, снижение социальной напряженности в конкретном районе путем сокращения очереди детей в дошкольные учреждения, увеличение числа рабочих мест, получение политических очков перед выборами (почему бы и нет).

Любое предприятие и организация осуществляет инвестиционную деятельность. Без этого не выдержать в конкурентной борьбе. Источники средств могут быть разные:

  1. собственная прибыль,
  2. амортизация,
  3. заемные средства,
  4. эмиссия акций и облигаций,
  5. средства вышестоящих организаций.

В Бюджетном кодексе дано следующее определение.

Бюджетные инвестиции – это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

Далее в статье 79 написано, что это капитальные вложения в создание объектов капитального строительства или приобретение недвижимости. Впоследствии перечисленные объекты закрепляются за государственными предприятиями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Что относится к объектам капстроительства (согласно Градостроительному кодексу):

  1. здания и сооружения, в том числе объекты, строительство которых не завершено;
  2. линейные объекты (линии электропередач и связи, автодороги, трубопроводы, ж/д линии);
  3. некапитальные строения – строения, которые могут быть разобраны и перемещены в другое место, т. е. они не имеют прочных связей с земельным участком.

Из определения можно понять, что на средства из бюджета могут рассчитывать только государственные предприятия и организации.

Однако это не так. Негосударственные юридические лица тоже имеют право на бюджетные деньги. Но в этом случае государство в лице РФ, региона или муниципального образования (смотря из какого бюджета пришли деньги) должно получить долю в уставном капитале предприятия, равную его участию в финансировании проекта.

На что тратим бюджетные деньги

Последние годы основное направление бюджетных инвестиций – дорожное хозяйство. Но эксперты ожидают изменения ситуации в связи с необходимостью исполнения последних майских указов Президента. Они предполагают вложения средств в развитие и поддержку инфраструктурных отраслей. Все финансируемые направления за последние 4 года можно проследить в таблице (по данным Минфина).

Государство, как и частный инвестор, ищет ответ на вопрос, куда вложить деньги. Бюджетные инвестиции осуществляются с целью:

  1. увеличения стоимости активов государства;
  2. повышения эффективности работы и конкурентоспособности значимых для экономики предприятий;
  3. восстановления инфраструктуры жизненно важных отраслей;
  4. снижения износа объектов недвижимости в бюджетных учреждениях.

В 2018 году государственную поддержку получили, например, такие проекты, как:

  1. Строительство участка Сокольнической линии Московского метрополитена от станции “Саларьево” до станции “Столбово” – 40,8 млрд рублей.
  2. Строительство стартового комплекса на космодроме Восточный – 38,7 млрд рублей.
  3. Строительство тоннеля под Калужским шоссе и многоуровневой развязки у ТПУ “Столбово” – 27,5 млрд рублей.
  4. Реконструкция и строительство автомобильной дороги “Варшавское шоссе – деревня Андреевское – деревня Яковлево” – 14 млрд рублей.
  5. Реконструкция автомобильной дороги М-18 “Кола” от Санкт-Петербурга до границы с Норвегией – 12 млрд рублей.

Это масштабные дорогостоящие проекты. Анализ 10 крупнейших госконтрактов показал, что 8 из 10 относятся именно к дорожному хозяйству.

Порядок получения государственной помощи

Инвестирование за счет средств бюджетов всех уровней осуществляется после заключения госконтрактов. Государство, выступая в качестве инвестора, заинтересовано в эффективности финансируемого им проекта. Эффект не обязательно должен заключаться в получении прибыли.

Эффективность инвестиций можно доказать с помощью технико-экономического обоснования – серьезного документа с подробными расчетами, куда направляется каждый рубль (направления инвестирования), какой эффект он принесет (социальный, экономический, экологический, бюджетный и пр.) и когда вернется назад (срок окупаемости проекта). Без такого обоснования получить государственные деньги невозможно.

Государственные контракты заключаются на:

  1. проектные и изыскательские работы,
  2. строительство,
  3. реконструкцию,
  4. реставрацию,
  5. техническое перевооружение,
  6. приобретение объекта.

Средства из бюджета направляются государственным заказчикам (государственным органам) или организациям, которым госорганы передали свои полномочия в рамках заключения специального соглашения или решения (акта). Такими уполномоченными выступают:

  1. Государственные корпорации и компании, которые будут инвестировать бюджетные деньги в объекты. А последние потом перейдут в собственность Российской Федерации.
  2. Юридические лица, доля в уставном капитале которых принадлежит РФ. Профинансированные за счет государства объекты потом перейдут в качестве вклада в уставный капитал такого предприятия.

Например, по госконтракту на строительство стартового комплекса на космодроме “Восточный” заказчиком выступает Дирекция космодрома “Восточный”, а исполнителем, которому переданы полномочия на выполнение заказа, – производственно-строительное объединение “Казань”.

Соглашение обязательно должно содержать:

  1. цель инвестирования;
  2. объем инвестиций, распределенных по годам и по каждому финансируемому объекту;
  3. наименование объекта, его мощность;
  4. срок строительства (реконструкции) или приобретения объекта;
  5. права и обязанности сторон сделки;
  6. ответственность;
  7. порядок проведения проверок со стороны заказчика (госоргана).

Заключение

На самом деле главная цель бюджетного финансирования – это повышение темпов роста экономики и уровня жизни людей. Но помощь со стороны государства часто сталкивается с бюрократической волокитой, отсутствием инициативы и способности принимать грамотные решения на местах. Это приводит к неосвоенности средств и возврату их обратно в бюджет. Давно замечено, что к концу года, который всегда наступает неожиданно, резко активизируются работы по госконтрактам. Будем рады, если в ближайшие годы что-то изменится.

Инвестиционная деятельность государства в расходах бюджета Российской Федерации

Как известно, инвестиции — совокупность затрат, реализуемых в форме долгосрочных вложений капитала в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли хозяйства .

См.: Краткий юридический словарь / Под ред. А.Н. Азриляна. М.: Институт новой экономики, 2005. С. 248.

Важнейшим средством повышения эффективности инвестиционного потенциала Российской Федерации, проведения целенаправленной экономической политики является государственное регулирование инвестиционной деятельности. В экономической политике последних лет достаточно четко просматривается реализация идеи о повышении роли государства и строительства «государственного капитализма» с учетом социального компонента.

Понятие инвестиционной деятельности впервые было законодательно определено только в 1991 г. Несмотря на значительное количество выпущенных к настоящему времени документов, далеко не все аспекты инвестиционной деятельности нашли отражение в нормативных актах — пока лишь намечены основные направления инвестиционной политики государства.

Так, Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определил правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории России, а также установил гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях Российской Федерации» определил основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации; установил правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции.

Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями от 2 января 2000 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля, 18 декабря 2006 г., 24 июля 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. N 9. 1999. Ст. 1096.

В соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестиции — это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Читать статью  Инвестиционный портфель для начинающих — как правильно составить, виды, примеры

Термину «инвестиционная деятельность» можно дать широкое и узкое определение. Инвестиционная деятельность в широком смысле — это деятельность, связанная с вложением средств в объекты инвестирования с целью получения дохода. Подобная трактовка содержится в Законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», в соответствии с которым под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

В узком смысле инвестиционная деятельность, или собственно инвестирование, представляет собой процесс преобразования инвестиционных ресурсов во вложения.

Инвестиционная деятельность в рыночных условиях хозяйствования является предпринимательской деятельностью и осуществляется на инвестиционном рынке, состоящем из рынка объектов реального инвестирования, рынка объектов финансового инвестирования и рынка объектов инновационных инвестиций.

Исторический опыт показывает, что государство и другие государственно-правовые образования всегда относились и должны относится к числу наиболее надежных партнеров в имущественных отношениях.

Государство должно выделять бюджетные средства на реализацию инвестиционных проектов, так как повышение инвестиционной ориентации бюджетной системы — важнейшая задача государства на современном этапе.

Механизм государственного регулирования инвестиционных процессов представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.

Прямое финансирование инвестиционных проектов из государственного бюджета или предоставление льготных инвестиционных кредитов государственным финансовым институтам — важнейший источник капитальных вложений во многих странах мира. Данные схемы государственного финансирования инвестиционных проектов практикуются и в России.

При ориентированности инвестиционной стратегии в целом на перенос центра тяжести с государственного инвестирования на формирование инвестиционной среды, благоприятной для частных инвесторов, и перевод капиталов посредством совершенствования денежно-кредитных, налоговых, амортизационных и иных методов обе составляющие государственной инвестиционной политики (как государственное инвестирование, так и государственное регулирование инвестиционной деятельности) должны быть направлены на поддержку приоритетных отраслей и производств, носить взвешенный и системный характер. Высокую степень приоритетности следует придать эффективным программам развития жизнеобеспечивающих отраслей и сфер народного хозяйства, поддержки отечественных производителей и обеспечения внутреннего спроса в экономике.

Условием эффективности государственной инвестиционной политики является разработка концепции структурной перестройки производственного сектора, особенно в части приоритетных направлений, на базе которой должны быть определены стратегии и механизм инвестирования для различных групп предприятий, масштабы, формы и методы государственной поддержки, модели организации производственных структур с учетом реально сложившихся в российской экономике условий, в том числе и институциональных.

Отдельным аспектом участия государства в инвестиционной деятельности является региональная инвестиционная деятельность, которая важна для становления национальной экономики. Подтверждением данного тезиса может служить то обстоятельство, что в Европейском Союзе (ЕС) в качестве необходимого условия успешного экономического развития рассматривается именно формирование и осуществление региональной инвестиционной политики.

В условиях глобализации для любой страны важным условием устойчивости и экономической независимости становится способность как отдельных регионов, так и страны в целом быстро реагировать на изменения внутренней и внешней конъюнктуры, осуществлять оперативную адаптацию за счет арсенала средств инвестиционного развития экономики .

См.: Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник для вузов. М.: Финансы, Юнити, 2000. С. 256.

С учетом территориальной протяженности и богатого потенциала российских регионов развитие в них инвестиционной деятельности может дать весомый экономический эффект. Очевидно, национальная экономическая стратегия нашей страны должна основываться на первоочередном развитии мощного инвестиционного потенциала каждого региона с учетом его специфических особенностей . Поэтому региональная инвестиционная политика представляется важным шагом на пути к созданию национальной инновационной системы в России .

См.: Колтынюк Б.А. Инвестиции: Учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2003. С. 429.
См.: Инвестиции: Учеб. пособие / Игонина Л.Л.; Под ред. В.А. Слепова. М.: Экономистъ, 2005. С. 365.

Региональная экономика в России должна строиться с учетом традиционных отраслевых особенностей развития и сырьевой обеспеченности: одни экономические районы будут специализироваться на развитии легкой и пищевой промышленности, другие — на производстве принципиально новой машиностроительной продукции, третьи будут ориентированы на инновации в отраслях, обслуживающих туристический сектор. Только при таком подходе возможно в самые сжатые сроки получить надежную основу для устойчивого экономического роста .

См.: Толстошеев В.В. Региональное экономическое право: Учебно-практич. пособие. М.: Изд-во «БЕК», 1999. С. 181.

Стоит отметить, что активизация инвестиционной активности государства нередко сочетается с явно неинвестиционной ориентацией федерального бюджета (выделение на инвестиционные цели и задачи недостаточного объема ресурсов; сокращение инвестиционных статей бюджета при возникновении проблемы бюджетного дефицита или профицита; финансирование инвестиционных расходов по остаточному принципу).

В силу ограниченных ресурсов капитальных вложений, которые государство может выделить на инвестиционные проекты, используется бюджетная политика точечного поддержания инвестиционной деятельности, суть которой состоит в том, что государство инвестирует исключительно конкретные проекты, и только под конкретные результаты. Указанные действия позволяют снизить инвестиционную нагрузку на бюджет, а также привлечь свободные средства независимого бизнеса в поддерживаемые государством проекты. Ориентированность инвестиций на конечный результат в настоящее время введена в ранг государственной политики Российской Федерации.

Данный подход основывается на составлении государственной инвестиционной программы. Все проекты в рамках этой программы ранжируются по степени социально-экономической отдачи, учитывающей положительное влияние проектов на эффективность экономики в целом. В государственном бюджете устанавливается, какие именно проекты будут реализованы, что позволяет обеспечить наибольшую экономическую отдачу от бюджетных средств и предотвратить бюрократический произвол.

Отметим, что в рамках бюджета возможна разработка инвестиционной составляющей бюджета по каждой отрасли народного хозяйства отдельно — в результате планирование инвестиций оказывается децентрализованным и учитывает отраслевую специфику.

Остаточная государственная инвестиционная политика пока не позволяет рассчитывать на решение инвестиционных проблем за счет централизованных источников финансирования. При ограниченности бюджетных ресурсов, как потенциальных источников инвестиций, государство переходит от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию. В настоящее время ужесточился контроль за целевым использованием льготных кредитов. Государственные централизованные вложения обычно направляются на реализацию ограниченного числа региональных программ: создание особо эффективных структурообразующих объектов, поддержание федеральной инфраструктуры, преодоление последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение наиболее острых социальных и экономических проблем. Приоритетными направлениями при этом, с точки зрения бюджетного финансирования, являются: выделение государственных инвестиций для стимулирования развития опорных сырьевых и аграрных районов, обеспечивающих решение топливно-энергетической и продовольственной проблем; поддержание научно-производственного потенциала; выделение субсидий на социальные цели слаборазвитым районам с чрезмерно низким уровнем жизни населения.

Государство как участник инвестиционной деятельности, выступая в качестве инвестора, равноправного субъекта гражданско-правовых отношений в инвестиционной деятельности, одновременно осуществляет ее верховенство в пределах государственной территории и организует свою законодательную, исполнительную и судебную власть путем принятия правовых предписаний. В то же время государство выступает и собственником имущества. Управление государственной собственностью является административной, властной деятельностью. Организация управления государственной собственностью представляет собой сложную совокупность действий органов государства: выступая как собственник, государство должно решать задачу по эффективному управлению своим имуществом, что подразумевает, в свою очередь, наличие инвестиционных отношений, в которых оно выступает в качестве инвестора. Для участия государства в качестве инвестора ему необходимо иметь самостоятельную правосубъектность .

См.: Алдошин О.Н. Ответственность государства по обязательствам во внутреннем гражданском обороте // Журнал российского права. 2001. N 1. С. 57.

Естественно, участие государства в инвестиционных правоотношениях обусловлено прежде всего необходимостью реализации публичных задач, стоящих перед ним, что отражается на его гражданской правоспособности. Это позволяет говорить о государстве как об особом субъекте права со специальной правоспособностью, определяемой нормами как частного, так и публичного права . Государство, являясь участником частноправовых и публично-правовых отношений, часто оказывается в таком положении, когда, с одной стороны, оно должно соблюсти публичный интерес, за которым стоит все общество в целом, а с другой — подчиниться нормам гражданского права, отражающим интересы частного лица в конкретном деле, что зачастую приводит к конфликту указанных интересов. Отметим, государство в отличие от других субъектов права самостоятельно, через соответствующие законы, определяет объем своей гражданской правоспособности и свой имущественный статус, в связи с чем важно, чтобы законы строго поддерживали баланс публичных и частных интересов, обеспечили надежную защиту прав участников инвестиционных отношений .

Читать статью  Мировая история экономических «пузырей»

См.: Трапезников В.А. Особенности правового статуса государства как участника инвестиционных отношений // Право и политика. 2006. N 1.
См.: Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право: Учебно-практическое пособие. М.: Wolters Kluver, 2006. С. 380.

Анализ ситуации, сложившейся в российской экономике, приводит к принципиальному выводу о невозможности обеспечить решение приоритетных задач инвестиционного развития только на основе саморегуляции рынка, который в российской экономике характеризуется весьма низкой степенью сформированности. Требуется усиление роли государства в инвестиционной сфере, корректировка экономической политики, поиск оптимального сочетания государственного и рыночного регулирования. Следует определить границы и принципы участия государства в инвестиционном процессе.

При анализе возможностей усиления роли государства в инвестиционной сфере следует учитывать, что степень расширения государственного участия имеет объективные пределы. Эти пределы, с одной стороны, обусловлены реальными финансовыми возможностями, а с другой — тем, что рост присутствия государства в экономике должен способствовать притоку частных инвестиций, а не их вытеснению.

Возможности обеспечения приемлемой динамики экономического развития во многом ограничены низкими масштабами внутренних накоплений, снижением капиталоотдачи вложений в реальном секторе экономики. Эти особенности российской экономики в ближайшее время будут определять принципы государственной инвестиционной политики. С учетом жестких ресурсных ограничений и несформированности рыночных механизмов инвестирования государственная политика в сфере инвестиционной деятельности должна базироваться на принципах выбора приоритетных направлений и «точечного инвестирования», повышения степени управляемости инвестиционным процессом на основе усиления обоснованности, последовательности и комплексности разрабатываемых мероприятий.

Данная специфика воздействует и на формы участия государства в инвестиционной деятельности. Роль государства как непосредственного инвестора сохраняется для основных жизнеобеспечивающих производств, социальной сферы и отраслей, имеющих особое государственное значение. Важное значение приобретает регулирование инвестиционного процесса, направленное на создание благоприятного режима для деятельности частных инвесторов.

Осуществление инвестиций государства и муниципальных образований происходит за счет средств соответствующих бюджетов. Бюджетный кодекс РФ предусматривает в составе капитальных расходов бюджетов расходы, обеспечивающие инвестиционную деятельность, включая расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ст. 67) . Экономическая классификация расходов бюджетов РФ в составе капитальных расходов предусматривает капитальные вложения в основные фонды, к которым относит их приобретение, модернизацию, капитальное строительство и капитальный ремонт .

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.
Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2000. N 32. Ст. 3338.

Представляется, что ввиду присутствия в бюджетном законодательстве значительных пробелов отнесение бюджетных расходов в разряд капитальных вложений не может быть осуществлено иначе, чем посредством применения по аналогии правил определения состава основных фондов, установленных для юридических лиц.

При этом понятие «капитальные вложения» не раскрыто в Бюджетном кодексе РФ и не имеет единого содержания в нормах, регламентирующих учет соответствующих расходов различных инвесторов. Объекты капитальных вложений и способы их осуществления в бухгалтерском учете определяются неоднозначно, их состав имеет варианты содержания в зависимости от видов субъектов, осуществляющих вложения, а сам термин «капитальные вложения» раскрывается сегодня только в нормативных актах, регламентирующих ведение бухгалтерского учета в кредитных организациях. Бюджетное законодательство не содержит норм, позволяющих установить точный круг объектов государственных и муниципальных капитальных вложений .

См.: Антипова О. Понятие «капитальные вложения» // Юридический мир. 2005. N 10.

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» изменена бюджетная классификация расходов бюджета — исключена экономическая классификация расходов бюджета, в том числе выделение капитальных расходов бюджета, под которыми ранее понималась часть расходов бюджета, обеспечивающая инвестиционную и инновационную деятельность .

Статьи 19, 67 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. от 19 декабря 2006 г.).

Однако законодатель полностью не отказался от понятия «инвестиции» в бюджетном законодательстве — инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц сохранились как форма расходов бюджетов (ст. 69 БК РФ).

Кроме того, законодатель сохранил узкоспециализированные статьи, посвященные регулированию инвестиционной деятельности государства, конкретизировав их содержание. В частности, ст. 79 БК РФ, в предыдущей редакции именовавшаяся «Расходы на финансирование бюджетных инвестиций», получила наименование «Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности». Данная статья в новой редакции конкретизирует основные направления использования средств бюджета в рамках инвестиционной деятельности государства, устанавливает также, что бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства осуществляются в форме капитальных вложений; более четко определяет объекты и субъекты бюджетного инвестирования, а также порядок принятия решений в рассматриваемой сфере. Законодатель также акцентирует внимание на основании критерия — стоимости проекта; на уровне принятия решения и учете инвестиционной программы.

При этом понятие «капитальные вложения» не нашло своего отражения в новой редакции Бюджетного кодекса РФ. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изм. от 2 января 2000 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля, 18 декабря 2006 г., 24 июля 2007 г.) определяет капитальные вложения (ст. 1) как инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Также законодатель изменил содержание ст. 80 БК РФ, конкретизировав ее с учетом специфики бюджетного процесса в Российской Федерации (п. п. 2, 3 ст. 80 БК РФ в редакции Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ). В изменениях, внесенных законодателем в указанные статьи, четко усматриваются, в отличие от прежних редакций, попытки разработать саму процедуру бюджетного инвестирования. Отметим, что наиболее значимым является закрепление законодателем этой процедуры в акте, обладающем приоритетом над всеми иными нормативно-правовыми актами (исключая Конституцию РФ), регулирующими бюджетные отношения.

Учитывая вышеизложенное, целесообразно:

  1. В состав классификации расходов бюджета ввести капитальные расходы бюджета с целью реализации принципов бюджетной системы (в ред. Закона от 26 апреля 2007 г.):
  • полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджета (ст. ст. 28, 32 БК РФ);
  • результативности и эффективности использования бюджетных средств (ст. ст. 28, 34 БК РФ);
  • прозрачности (открытости) (ст. ст. 28, 36 БК РФ);
  • достоверности бюджета (ст. ст. 28, 37 БК РФ);
  • адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. ст. 28, 38 БК РФ).

Это предполагает изменение редакции п. 3 ст. 21 БК РФ с включением дополнительного раздела к пп. 4 данной статьи «капитальные расходы бюджета». Предлагаемая редакция позволяет объединить в составе единой классификации целевые программы, проекты для осуществления бюджетных инвестиций и иные расходы бюджета, целью которых является создание или увеличение государственной (муниципальной) собственности; учитывает, что данный вид расходов заранее прогнозируем; позволит вести обособленный учет такого рода расходов как по уровням, так и по бюджетной системе в целом; позволит реализовать положение об эффективности расходов как принципа бюджетной системы через обособленный учет результатов; закрепление данного вида расходов в классификации расходов бюджета позволит избежать необоснованной диспропорции финансового обеспечения долгосрочных и текущих задач.

  1. Изменить формулировку п. 1 ст. 79 новой редакции Бюджетного кодекса РФ, удалив указание на капитальные вложения как форму осуществления бюджетных инвестиций, так как капитальные вложения Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями от 2 января 2000 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля, 18 декабря 2006 г., 24 июля 2007 г.) определяются как «инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты», а не как форма осуществления этих вложений.

Кроме того, такая формулировка учитывает историческую принадлежность термина «капитальные вложения» к законодательству о бухгалтерском учете, где данный термин предполагает учет особенностей объектов вложения, а не форму их осуществления. Такой подход исключил бы необходимость уяснения субъектами инвестиционной деятельности значения термина «капитальные вложения» посредством раскрытия содержания другого термина — «объект основного капитала» .

Источник https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/vidy-investicij/

Источник https://quasa.io/ru/media/chto-takoe-byudzhetnye-investicii-celi-i-poryadok-predostavleniya-gosudarstvennyh-deneg

Источник https://wiseeconomist.ru/poleznoe/34284-investicionnaya-deyatelnost-gosudarstva-rasxodax-byudzheta-rossijskoj-federacii