Что такое ROI: формула расчета рентабельности инвестиций, как рассчитать коэффициент возврата инвестиций и реальный доход

Содержание

Формула ROI: что это такое, как рассчитать и использовать на практике

Сторонников использования ROI (Return on Investment) достаточно много, как и его противников. Первые утверждают, что коэффициент рентабельности позволяет хотя бы примерно оценить полезность тех или иных инвестиций. Противники же уверяют, что использовать ROI нет смысла, так как этот показатель не может быть объективным, а человек, занимающийся составлением отчета, на первый план будет стараться выставить свою полезность, а не общий показатель доходности капиталовложений.

Что такое ROI

ROI – это коэффициент рентабельности инвестиций. Данный показатель измеряется в процентах и позволяет оценить убыточность или прибыльность той или иной инвестиции. Для расчета данного показателя нужно знать только 2 вещи: размер инвестиций и доход от вложений.

ROMI – то же, что и ROI, но только для оценки эффективности маркетинговых вложений. Показатель ROMI учитывает только маркетинговые расходы, не принимая в расчет остальные затраты, например расходы на производство товара.

Если говорить простыми словами, то ROI (Return on Investment) – это показатель, который демонстрирует то, насколько невыгодной или выгодной является инвестиция. Под инвестициями подразумеваются капиталовложения непосредственно в бизнес, то есть: расходы на аренду помещения, оплату налогов, зарплаты сотрудникам, закупку сырья, маркетинг, оборудование для работы и т. д.

Зачем считать ROI

Расчет ROI необходимо делать тогда, когда нужно узнать, в каком объеме возвращаются средства, вложенные в проект, команду или рекламную кампанию. Также РОИ нужен для того, чтобы не допустить ошибок в процессе распределения бюджетных средств, которые могут привести к пустой трате средств.

Коэффициент рентабельности позволяет принять верное управленческое решение: прекратить участие в проекте или закрыть его, оставить канал продвижения или убрать его, продолжить покупать сырье для производства продукта и т. п. В основном, ROI используется инвесторами, однако и маркетологи используют этот показатель для оценки эффективности рекламных кампаний, называя его ROMI (формула расчет при этом идентична).

при капиталовложениях в новое дело, покупке акций и прочих инвестициях;

для анализа рекламных вложений, чтобы оценить, какой процент прибыли получен за тот или иной рекламный проект;

при инвестировании в свою компанию – к примеру, при обновлении ПО используемого оборудования, улучшении качества обслуживания и т. д.

Показатель ROI показывает эффективность вложений, а значит – указывает, что на полученный результат нужно обращать внимание.

ROI формула расчета

Рентабельность проекта формула расчета:

Что такое ROI: формула расчета рентабельности инвестиций, как рассчитать коэффициент возврата инвестиций и реальный доход

Первая часть формулы — это чистый доход (выручка, которую получила компания за определенный период). Затраты – это все издержки и расходы.

Формула окупаемости учитывает весь доход и все затраты на один проект, а результаты расчетов выражаются в процентах. Для инвесторов формула максимально понятна. Из общего дохода вычитается сумма инвестиций. Получая конечную прибыль, делим результат на сумму инвестиций. Умножаем на 100, чтобы получить результат в процентных выражениях. Важно заметить, что результат вложений может быть как положительным, так и отрицательным.

Какой ROI считается хорошим

Пример возможных результатов расчета ROI:

ROI > 100% — вложения полностью окупились, доля рекламных расходов не превышает доход, проект приносит прибыль. Никаких действий проводить не нужно, рентабельность инвестиций высокая.

ROI = 100% — вложения полностью окупились (есть возврат инвестиций), но проект так и не начал приносить доход от капиталовложений. Рекомендуется полностью проверить продукт, затраты и устранить ошибки.

Однако важно заметить, что для валютных и фондовых рынков, показатель ROI может считаться хорошим как при положительных, так и при отрицательных значениях. Все дело в том, что многие инвесторы вкладывают деньги в недооцененные активы (металлы, ценные бумаги и т. п.), которые со временем резко изменяются в цене. В данном случае рост и падение стоимости активов может наблюдаться всего за пару часов, поэтому ROI будет необъективным в качестве показателя эффективности капиталовложений.

Как рассчитать ROI: в Excel или онлайн?

Что такое ROI: формула расчета рентабельности инвестиций, как рассчитать коэффициент возврата инвестиций и реальный доход

Считая показатель ROI есть большая вероятность допустить ошибку, не учтя важные показатели. Именно поэтому нужно знать, как считать ROI правильно. Так, чтобы потратить на расчет минимум времени, не допустив ошибок в процессе указания данных, можно использовать несколько автоматических способов для расчета ROI: специальный сервис для расчета или таблицы Excel.

Ciox – удобный калькулятор, который имеет все необходимые переменные.

Checkroi – сервис, позволяющий рассчитать ROI и еще ряд других маркетинговых показателей.

Также для расчета можно воспользоваться таблицей в Excel и там же хранить все полученные данные.

Отличие ROI от ДРР

ДРР – это доля рекламных расходов. Данный показатель особенно популярен в российском e-commerce. ДРР показывает отношение затрат на рекламу и полученную с неё прибыль. С помощью специальной формулы удается произвести точный расчет, чтобы определить, сколько % от полученного дохода составляют затраты на продвижение рекламной кампании.

Реальный доход – формула расчета ДРР:

Что такое ROI: формула расчета рентабельности инвестиций, как рассчитать коэффициент возврата инвестиций и реальный доход

Показатель ДРР не должен быть выше 100%, а иначе рекламная кампания будет считаться убыточной. Чем ниже показатель ДРР, тем выше эффективность рекламной кампании.

В каких случаях ROI не работает

ROI – это не универсальный инструмент. Существует достаточно много ситуаций, в которых опираться на данный показать абсолютно бессмысленно. Так, ROI не работает в случаях, когда клиент принимает решение об инвестиции спустя определенное время. К примеру, когда на продажу выставлена квартира, предприятие или другая дорогая вещь. В таком случае, клиент совершит покупку не сразу, а только после того, как взвесит все за и против. В результате этого показатель ROI будет не актуальным и утратит свою ценность.

Как правильно посчитать окупаемость: примеры

Пример расчета ROI для рекламной кампании в Google Ads.

В месяц мы тратим на рекламную кампанию 40 тысяч рублей. Покупатели купили товаров на 120 тысяч рублей. Себестоимость составила 90 тысяч рублей.

Валовая прибыль – 120 000 – 90 000 = 30 000 рублей.

ROI = (30 000 — 40 000) / 40 000 х 100 = -25%.

Исходя из приведенного примера мы получаем, что на каждый инвестируемый рубль мы потеряли 0,25 копеек. В этом случае рекомендуется запустить другой вид рекламы или внимательно пересмотреть канал продвижения.

Пример расчета ROI для ценных бумаг:

Инвестор вкладывает деньги в акции. В апреле их стоимость составляла 8 долларов (за 1 шт.). Каждый месяц инвестор получает с акций дивиденды – 0,5 доллара. В августе стоимость акций возросла до 20 долларов. Инвестор решил их продать и получил прибыль:

Дивиденды + Чистый доход = (20 — 8) + (0,5 х 5) = 14,5 доллара.

(0,5 x 5) — это дивиденды за 5 месяцев: с апреля по август.

ROI = 14,5 / 8 х 100% = 181,25%.

В этом случае показатель ROI высокий. Это говорит о том, что инвестиция была удачна, а за каждый вложенный доллар мы получили 1,8 доллара чистой прибыли.

Заключение

ROI – это показатель, отражающий убыточность или прибыльность совершенных инвестиций. Однако несмотря на явные преимущества, данный инструмент имеет два недостатка, которые важно учитывать:

оценка ROI малоинформативная, а показатель будет работать только в совокупности с другими данными;

показатель не статичен и никак не привязан к экономическим факторам и курсам валют.

Обобщая все вышеперечисленное, нужно понимать, что ROI – это действительно полезный и удобный инструмент, однако нужно знать, как и в каких ситуациях им следует пользоваться.

Что такое ROI и когда его нужно считать

Что такое ROI: формула расчета рентабельности инвестиций, как рассчитать коэффициент возврата инвестиций и реальный доход

Предприниматели и инвесторы вкладывают деньги в бизнес ради получения прибыли, поэтому важно регулярно отслеживать, какой результат приносят инвестиции. Не исключено, что компания работает в убыток, но это не сразу становится очевидным. Для точной количественной оценки применяется параметр ROI. В данной статье рассмотрим, как он помогает оценить рентабельность инвестиций и влияет на управление бизнесом в целом.

ROI

Что такое ROI

Финансовый показатель ROI переводится с английского языка как return on investment и отражает окупаемость инвестированных средств. Чтобы его вычислить, нужно знать всего два параметра:

  • сумма инвестиций;
  • доход.

С помощью ROI можно рассчитывать окупаемость инвестиций, вложенных в весь бизнес, отдельный проект, продукт или текущие потребности фирмы. Для понимания рентабельности вложений в маркетинг и рекламу используют показатель ROMI.

Зачем считать ROI

Принятие управленческих решений невозможно без анализа финансовых показателей предприятия. Расчет ROI позволяет не только оценивать рентабельность вложений, но также:

  • планировать бюджет;
  • выделять наиболее эффективные каналы сбыта;
  • составлять стратегию для успешного развития компании;
  • избегать популярных ошибок и вложения денег впустую;
  • отслеживать инвестиционную привлекательность бизнеса;

Инвесторам ROI позволяет проводить обработку данных о компаниях, сравнивать их и формировать предельно стабильные инвестиционные портфели.

Как рассчитать ROI

Подсчет ROI начинается с подготовки исходных данных, которые помогут с учетом всех необходимых показателей получить предельно корректный ответ. Чтобы коэффициент возврата инвестиций был точнее, рекомендуется рассматривать более продолжительный период.

Чтобы оценивать эффективность вложений, используют разные методы подсчета:

  • по формуле или вручную – применяется, когда следует детально проанализировать финансовые тонкости бизнеса, производства или проекта, узнать источники тех или иных параметров; занимает много времени;
  • с помощью таблицы Excel – полуавтоматизированный, достаточно удобный способ бесплатно рассчитать показатель; проследить положение дел в бизнесе помогает наглядность в виде таблицы со всеми параметрами;
  • с помощью онлайн-калькулятора – идеальный способ, если вы хотите быстро вычислить ROI. Достаточно вписать соответствующие значения, и программа сразу же подсчитает коэффициент по запрограммированной формуле.

Выбрать тот или иной метод расчета нужно с учетом исходных целей.

Формула расчета ROI

Формула применяется для получения наиболее точных расчетов и детального анализа финансового положения в организации.

Предприниматели и инвесторы предпочитают рассчитывать ROI по самой простой формуле:

формула ROI

ROI = (Доход от вложений – Сумма вложений) / Сумма вложений * 100%

Она дает поверхностное представление о финансах в бизнесе и позволяет понять лишь то, окупаются инвестиции или нет.

Переломным значением в оценке окупаемости вложений является число 0. Если получен отрицательный коэффициент, это говорит о том, что инвестиции не окупаются.

В формуле учитываются показатели прибыли и вложения за заданный период. За этот же период рассчитывается коэффициент возврата инвестиций.

Финансисты предпочитают рассчитывать ROI по более сложной формуле. Она показывает сумму, на которую бюджет увеличился к концу периода:

сложная формула ROI

ROI = (Сумма вложений к концу периода + Доход за период – Сумма инвестиций) / Сумма инвестиций

Маркетологи и интернет-маркетологи рассчитывают ROMI, в котором учитываются только расходы на маркетинг: упаковку, рекламу, размещение баннеров, выпуск бумажной продукции, продвижение в Сети и т. д.

формула ROMI

ROMI = (Прибыль – Расходы на маркетинг) / Расходы на маркетинг * 100%

Чтобы узнать, какой процент инвестиций в один канал продвижения окупился, рассчитывают показатель ROAS. Для этого используется формула:

формула ROAS

ROAS = Прибыль от рекламной кампании / Расходы на маркетинг * 100%

Здесь участвуют расходы на ту же рекламу, с которой получен доход.

Excel шаблон

В процессе ручного расчета, несмотря на точность метода, можно допустить ошибку или просто не учесть важные параметры ввиду человеческого фактора. Чтобы получить сравнительно объективный ROI с небольшими затратами времени на вычисления, используют шаблон в таблицах Excel. Он позволяет автоматизировать процесс и учесть максимум нужных показателей. Однако обновлять значения переменных и задавать формулу в этом случае нужно вручную.

Калькулятор расчета

Полностью автоматизированный калькулятор с уже прописанной формулой для вычисления ROI. Здесь остается лишь ввести переменные и запросить расчет с помощью кнопки. Недостаток вычислений с помощью онлайн-калькулятора – невозможность сохранять полученные данные. Чтобы отслеживать динамику, нужно вести таблицу вручную.

Читать статью  Разбор: что такое фундаментальный анализ / Хабр

Функциональные калькуляторы ROI: Ciox, Checkroi, Advego, Unisender.

Также у нас есть свой онлайн-калькулятор ROI, которым вы можете свободно воспользоваться для расчета окупаемости инвестиционных средств.

Как автоматизировать расчет ROI

Когда предстоит работать с большими массивами данных, стоит автоматизировать процесс. Это можно сделать, используя специальные инструменты, в т. ч. сервисы сквозной аналитики. Благодаря им не нужно вручную переносить значения доходов и расходов по каждому источнику трафика, объявлению и ключевому слову. Сервисы синхронизированы с CRM и не требует ручных действий.

Neiros

Сервис сквозной аналитики Neiros подтягивает данные из корпоративной CRM и объединяет их с показателями с сайта, рекламных каналов, коллтрекинга и других подключенных систем. Сводный отчет позволяет увидеть:

  • количество переходов с рекламы на сайт;
  • количество заявок и закрытых продаж;
  • сколько денег на всё это потрачено.

Сервис рассчитывает ROI автоматически и позволяет анализировать, насколько тот или иной канал траффика эффективен. В Neiros коэффициент возврата отслеживается для разных каналов, включая Google Ads, Яндекс.Директ, ВК и email-рассылки.

Google Analytics

Общедоступный онлайн-сервис для работы с данными, полученными по каналам Google. Позволяет вести статистику, анализировать, рассчитывать необходимые показатели по заданным метрикам. Если в рекламных кампаниях используются данные из других систем (Яндекс, Instagram, Facebook и другие), их нужно предварительно импортировать.

Google Analytics позволяет использовать только одну модель атрибуции, поэтому в расчетах могут быть учтены не все транзакции.

Google Sheets

Еще один способ автоматизировать расчеты – перенос данных в Google Sheets из Google Analytics. Сделать всё это можно вручную. Однако сервис имеет ограничения по объемам данных, поэтому работать с большими массивами информации здесь не удастся.

Отличия ROI от других показателей

ROI, ROMI, ROAS, ДРР – эти показатели близки по смыслу и часто их путают. Рассмотрим, чем они отличаются друг от друга.

отличия ROI от других показателей

ROMI расшифровывается как Return on Marketing Investment и отражает окупаемость маркетинговых инвестиций. Он имеет прямое отношение к ROI и отличается от него тем, что берутся во внимание только расходы на маркетинг.

Формула ROMI аналогична ROI:

формула ROMI

ROMI = (Прибыль – Вложения в маркетинг) / Вложения в маркетинг * 100%

Важно не путать маркетинг с рекламой. В ROMI учитываются абсолютно все маркетинговые затраты: реклама, продвижение, зарплата маркетологу, копирайтеру, дизайнеру и прочее.

Пример. Фирма «ХХХ» продает через интернет-магазин деревянные изделия. Чтобы о продуктах и производителе узнавали предприятия запустило рекламу и каждый месяц тратит:

  • на рекламу – 50 000 р.;
  • на настройку объявлений – 10 000 р.;
  • на написание текстов объявлений – 8 000 р.

К концу месяца реклама принесла доход в размере 210 000 р. Рассчитаем окупаемость вложений.

ROMI = (210 000 – (50 000 + 10 000 + 8 000)) / (50 000 + 10 000 + 8 000) * 100% = 208%

Это значит, что за месяц вложения в маркетинг окупились вдвое.

ROAS расшифровывается как Return on Ad Spend и показывает, насколько окупаются деньги, вложенные в рекламные кампании. В отличие от ROMI, здесь не учитываются сопутствующие маркетинговые расходы, а берутся исключительно данные по рекламе.

формула ROAS

ROAS = Прибыль от рекламы / Вложения в рекламу * 100%

На основе приведенного выше примера, посмотрим, окупаются ли вложения в рекламу у компании «ХХХ».

ROA = 210 000 / 50 000 * 100% = 420%

Это значит, что, вкладывая 1 рубль в рекламу, компания зарабатывает 4,2 рубля.

Доля рекламных рынков – то же самое, что CRR, – показатель, который помогает увидеть, какой процент от доходов с рекламы составляют издержки на нее. В отличие от ROI, где стремятся к более высокому значению, ДРР, наоборот, должен быть как можно ниже.

Чем меньше значение ДРР, тем выгоднее рекламная кампания.

формула ДРР

ДРР = Издержки на рекламную кампанию / Прибыль с рекламы * 100%

Вычислим ДРР для нашего примера.

ДРР = 50 000 / 210 000 * 100% = 24%

Результат говорит о том, что компания «ХХХ» с каждого полученного с рекламы рубля тратит на нее 24 копейки.

Какие показатели рассчитываются вместе с ROI

ROI не единственный показатель, который нужно знать, чтобы оценить окупаемость инвестированных средств. Получить полную картину и понять, действительно ли инвестиции приносят достаточную прибыль, помогают показатели ROE и ROA.

  • ROE – помогает оценить, насколько рентабелен собственный капитал фирмы, за все время, и понять, будет ли она стабильно работать в долгосрочной перспективе.
  • ROA – помогает оценить степень рентабельности собственного капитала фирмы, накопленного за последние 12 месяцев. В совокупности с ROI демонстрирует перепады рентабельности и позволяет спрогнозировать, насколько стабильный курс держит компания.

С помощью этих инструментов можно оценивать рентабельность инвестиций только применительно к бизнесу в целом.

Специфика ROI в разных направлениях инвестиций

Рассчитать окупаемость инвестированных в бизнес денег точно не всегда возможно. Трудности в подсчетах связаны с тем, что порой бывает сложно получить необходимые исходные данные о расходах. Особенно остро эта проблема стоит в компаниях, которые работают в сложных направлениях.

Наибольшую эффективность ROI имеет в следующих направлениях:

наибольшую эффективность ROI имеет в следующих направлениях

  1. Прямые продажи или прямой маркетинг – услуги и товары реализуются через оффлайн-магазины, интернет, каталоги, путем рассылки новостей и предложений по email.
  2. Программы лояльности – окупаемость вложений можно вычислить по каждому клиенту.
  3. Стимуляция сбыта – продажи можно оптимизировать путем вложения бюджета в маркетинговые кампании с последующим возвратом.
  4. Работа с клиентами – вложения в политику компании и взаимодействие с клиентами окупаются за счет повторных покупок, что можно легко посчитать.

Наиболее точное значение ROI можно получить, если рассчитать его по итогам проведенных мероприятий (рассылки, акции, реклама).

Какой показатель ROI считается нормальным

По итогам расчета ROI нужно правильно интерпретировать результаты, а это во многом зависит от того, куда вложили деньги. Не существует одного конкретного порога процента окупаемости инвестиций, который будет считаться одинаково хорошим для всех сфер деятельности. В каждом случае приемлемы свои значения.

Для бизнеса. Если ROI выше 10%, можно говорить о том, что фирма работает в плюс.

Для маркетинга. Здесь коэффициент возврата должен превышать 100%, иначе можно считать, что прибыль от рекламы не покрывает затраты на нее. Чем больше ROI в данном случае, тем лучше.

Для валютных и фондовых рынков. Приемлемыми считаются даже отрицательные коэффициенты, поскольку акции склонны меняться в цене за считанные часы. Большинство инвесторов, вкладывая деньги, не придают значения этому показателю и инвестируют даже в активы с отрицательным ROI.

При анализе результатов стоит рассматривать каждый бизнес индивидуально. Некоторые проекты на начальном этапе кажутся убыточными, но очень хорошо окупаются со временем.

Примеры расчета ROI

Для лучшей демонстрации расчета коэффициента окупаемости инвестиций в разных сферах рассмотрим несколько примеров.

примеры расчета ROI

Пример 1. Недвижимость

Планируется взять ипотеку на 1-комнатную квартиру для сдачи её в аренду. Посмотрим, окупятся ли вложения в недвижимость при условии, что:

  • цена квартиры – 1 800 000 р.;
  • стартовый взнос по ипотеке – 270 000 р. (15%);
  • срок кредитования – 20 лет;
  • ставка по кредиту – 10% годовых;
  • ежемесячная оплата по кредиту — 14 765 р.;
  • предполагаемая арендная плата – 20 000 р.

ROI = (20 000 – 14 765) * 12 / (14 765 * 12 + 270 000) * 100% = 14%

Коэффициент показывает, что идея инвестировать в недвижимость с последующей ее сдачей в аренду имеет определенную выгоду. Но необходимо учитывать, что в расчете приняты идеальные условия – непрерывная сдача квартиры в аренду в течение года.

Пример 2. Рекламная кампания в Google Ads

Интернет-магазин запускает контекстную рекламу в Google с целью привлечения покупателей и увеличения дохода. Подсчитаем ROI при следующих исходных данных:

  • затраты на рекламную кампанию в месяц – 60 000 р.;
  • выручка за период – 180 000 р.; – 110 000 р.

Необходимо определить валовую прибыль за период: 180 000 – 110 000 = 70 000 р.

ROI = (70 000 – 60 000) / 60 000 * 100% = 16,7%

Из расчета видно, что с каждого потраченного на рекламу рубля интернет-магазин вернул 16,7 копеек. Несмотря на положительный коэффициент, эффективность оказалась недостаточной. Рекомендуется пересмотреть ее или перенаправить часть бюджета в поддержку другого вида рекламы.

Пример 3. Email-маркетинг

Предприятие вложило часть бюджета в email-продвижение. Была запущена рассылка, которая привела клиентов. Исходные данные:

  • выручка с продаж – 284 000 р.;
  • маржа составила 22%;
  • стоимость сервиса рассылок – 7 000 р.;
  • з/п сотруднику – 25 000 р.

Валовая прибыль = 284 000 * 0,22 = 62 480 р.

ROMI = (62 480 – 7 000 – 25 000) / (7 000 + 25 000) * 100% = 95%

Это значит, что каждый вложенный в рассылку рубль принес компании 95 копеек. Вложения в рекламу не окупились.

Пример 4. Рынок ценных бумаг

Покупая ценные бумаги в июне, инвестор тратил на каждую акцию 8 000 рублей. Дивиденды с них составляли 500 рублей ежемесячно. Когда в декабре акции подорожали до 15 000 рублей, инвестор продал их. Вычислим ROI, чтобы понять, была ли удачной инвестиция.

Прибыль за период с июня по декабрь = (15 000 – 8 000) + (500 * 7) = 10 500 рублей

ROI = 10 500 / 8 000 * 100% = 131,25%

Высокий коэффициент свидетельствует о выгодном инвестировании. Каждый вложенный рубль принес инвестору 1,3 рубля чистого дохода.

Пример 5. Реклама офлайн

Магазин детской одежды запустил рекламную кампанию, в рамках которых промоутер на улице раздавал листовки и приглашал людей зайти внутрь. Чтобы узнать, было ли это эффективным, найдем ROI. Исходные данные:

  • чистая прибыль за период действия акции – 240 000 р;
  • зарплата промоутеру – 12 000 р.;
  • печать листовок – 5 000 р.

ROMI = (240 000 – 12 000 – 5 000) / (12 000 + 5 000) * 100% = 1 312%

Результат говорит о сверхвысокой окупаемости. За каждый потраченный рубль магазин вернул 13 рублей чистого дохода.

Нюансы при расчете

нюансы при расчете ROI

  • Модель атрибуции на основе воронки дает возможность предельно точно рассчитать ROI. В противном случае из-за многочисленных действий на сайте и за его пределами клиент может «потеряться», а данные по нему не смогут участвовать в вычислениях.
  • На выручку влияет много факторов, которые необходимо учитывать при запуске рекламной кампании и в работе бизнеса в целом: качество сервиса, работа менеджера, контроль наличия товара на складе, актуальность контактов на сайте и т. д.
  • Затраты нестабильны и могут меняться в расчетном периоде: повысилась стоимость доставки, увеличилась цена закупки, подорожали коммунальные услуги.
  • Анализ лучше проводить в динамике. Это поможет учесть клиентов, которые пришли с рекламы, но приняли решение о покупке не сразу.

Какие ошибки возможны при расчете ROI

Субъективность при вычислении показателя, особенности жизненных циклов продаж, множество вариантов расчетов приводят к допущению ошибок. Рассмотрим наиболее частые причины неточных результатов.

какие ошибки возможны при расчете ROI

  • Не учтены дополнительные расходы: эксплуатационные, оплаты подрядным компаниям, налоги, комиссионные выплаты и др.
  • Использование разных отчетов, значения в которых различаются.
  • Путаница в понятиях «прибыль» и «выручка». Иногда вместо прибыли считают выручку, что априори неверно.
  • Неверное распределение сумм дохода и издержек между несколькими проектами, продуктами или рекламными кампаниями.
  • Не учтена средняя продолжительность цикла сделки, из-за чего теряются данные о долго думающих клиентах.

Что делать после расчета

Когда ROI посчитан, возникает закономерный вопрос: что делать с результатами? Существует несколько вариантов дальнейших действий.

  • Анализ. Важно оценить, как меняется показатель в условиях рынка. В ходе анализа можно быстро определить, куда нерационально тратятся деньги, и перенаправить финансовые потоки.
  • Корректировки. Если ROI показал неудовлетворительный результат, можно не отказываться от проекта полностью, а частично его изменить, например, отключить неэффективные каналы.
  • Эксперименты. Зная текущий показатель, можно пробовать реализовывать новые идеи, выводить на рынок новые продукты, запускать проекты, которые были в планах, корректируя действия в процессе эксперимента.

В каких случаях ROI неинформативен

Многие инвесторы и бизнесмены рассчитывают ROI как основной показатель окупаемости и индикатор эффективности. Однако не всегда он бывает объективен и информативен. Рассмотрим, когда именно не стоит смотреть на этот коэффициент.

d каких случаях ROI неинформативен

  • Когда компания использует сложную маркетинговую модель. Расчет не дает понимания, какой маркетинговый прием принес результат, а какой ни к чему не привел.
  • На первом этапе стартапа или в самом начале работы компании. Расходы, значительно превышающие прибыль, негативно скажутся на значении ROI, но это не значит, что бизнес всегда будет убыточным.
  • При существенной разнице в цене продуктов. Не учитываются доли по каждому товару или услуге в общей сумме выручки, а значит, показатель будет искусственно завышен.

Рассмотрим пример, когда ROI неинформативен.

Автосалон выставил на продажу автомобиль и запустил рекламу. Покупатель ее увидел, перешел по ссылке, заинтересовался, но не стал принимать решение сразу. Через некоторое время посетил автосалон, посмотрел товар вживую и снова взял тайм-аут на раздумья. Только спустя две недели клиент вернулся, чтобы купить машину.

Как видно, из-за долгих раздумий покупателя ROI со временем меняется и не может служить основанием для оценки окупаемости рекламной кампании.

Читать статью  Как начать инвестировать с малой суммой денег — пошаговая инструкция для начинающих, с какой суммы начать, ошибки новичков в инвестировании

Преимущества и недостатки ROI

Как и любой финансовый показатель, коэффициент возврата инвестиций имеет преимущества и недостатки, которые позволяют объективно оценить его способность оценивать эффективность бизнес- и маркетинговых процессов.

Среди преимуществ ROI:

К серьезным недостаткам относятся:

  • быстрая оценка состояния финансов в компании;
  • возможность простого сравнения нескольких компаний по инвестиционным активам;
  • учет суммы всех видов инвестиционных доходов, в т. ч. долгосрочных;
  • изменение формулы для повышения информативности коэффициента в определенных ситуациях;
  • демонстрация верности принятого инвестиционного решения.
  • невозможность учесть фактор времени, все затраты и вложения;
  • не отражает реальное положение дел на сложных рынках (без среднего чека, нормы дохода, с длинным циклом продаж);
  • позволяет оценить финансовую ситуацию только по факту, без возможности получить данные на перспективу;
  • для полной оценки эффективности нужны дополнительные значения других показателей и их комплексный анализ.

Как увеличить ROI

Наверняка каждый бизнесмен задумывается о том, как сделать, чтобы окупаемость вложенных средств повысилась. Рассмотрим основные методы.

как увеличить ROI

  1. Снижайте расходы. Разумная экономия с участием кризис-менеджера позволит тратить меньше, но не отказываться от важных для бизнеса статей расходов.
  2. Увеличивайте прибыль. В этом помогает открытие новых рынков сбыта продукции, расширение ассортимента или набора услуг.
  3. Перераспределяйте расходы. Нужно грамотно рассредоточить издержки между проектами, учесть зависимость затрат от числа персонала.
  4. Увеличивайте средний чек. Старайтесь повысить лояльность клиента при взаимодействии с ним, предлагайте сопутствующие продукты, скидки, бонусы.
  5. Лучше анализируйте. Грамотная аналитика дает возможность получать много полезной информации, которую можно использовать для развития компании.
  6. Будьте последовательны. Звенья рекламы, которые проходит пользователь, должны соответствовать его запросу и вести на страницу с нужным продуктом
  7. Используйте все эффективные рекламные каналы. Не стоит сосредотачиваться на одном источнике трафика и игнорировать остальные. Важно найти и развивать все эффективные каналы.

Ответы на вопросы

Коэффициент показывает, насколько окупаются вложения в бизнес, проект, продукт или рекламу. Зная этот показатель, можно грамотно перераспределять бюджет или корректировать маркетинговую стратегию.

Этот показатель актуален везде, где есть точные данные о прибыли и расходах: реклама, продвижение в интернете, новый продукт, филиал компании и т. д.

Все варианты оценки результатов работы бизнеса могут быть эффективными, но удобнее, точнее и быстрее всего считается метод сквозной аналитики. Он доступен всем пользователям, позволяет анализировать нужные данные и формировать понятные отчеты.

Коэффициент окупаемости вложений считают перед принятием управленческих решений. Расчет должен предшествовать, например, решению закупать сырье или оборудование, развивать рекламный канал или отказываться от него.

Показатель помогает оценить пользу от инвестиций в маркетинг и правильно определить дальнейшую стратегию.

  • Прямые мгновенные онлайн-продажи.
  • Отделы маркетинга, сбыта. В данном случае ROI может выступать как KPI отдела или каждого специалиста.
  • Программы повышения продаж, программы лояльности, которые реализуются с применением маркетинга.

Отрицательный коэффициент означает, что средства не окупаются, а компания в текущий момент работает в убыток.

Заключение

Коэффициент возврата инвестиций – не единственный, но важный показатель, необходимый, чтобы оценить работу компании. Считать его необходимо, чтобы понимать, окупаются ли вложенные средства, поскольку не всегда это заметно без детальных вычислений. Зная ROI, можно откорректировать маркетинговую стратегию, повысить прибыльность, эффективность проводимых мероприятий.

ROI — формула расчёта рентабельности инвестиций с примерами

Автор статьи: Евгений Смирнов

Евгений Смирнов

ROI — формула расчёта рентабельности инвестиций с примерами

# Инвестиции

Как рассчитать ROI

ROI – это коэффициент, который показывает не четкий уровень доходности, а лишь ориентировочные цифры, прогноз потенциальной прибыли.

  • Что такое рентабельность инвестиций
  • Коэффициент рентабельности инвестиций ROI: расчет и анализ показателя
  • Как рассчитать ROI: формула и примеры
  • Универсальная формула ROI
  • Формула индекса рентабельности инвестиций PI
  • Какой показатель считается хорошим?
  • Расчет коэффициента рентабельности инвестиций в бухгалтерском учете
  • Формула расчета рентабельности инвестиций в бухгалтерском учете
  • Эффективность ROI в бухгалтерском учете и недостатки
  • ROI в маркетинге (ROMI)
  • Анализ показателя ROI
  • Какой может быть рентабельность инвестиции
  • Проблемные моменты
  • Как прогнозировать рентабельность

Инвестиции – это вид пассивного заработка, который позволяет получать дивиденды только благодаря вкладу. Чтобы оптимизировать риски и получать больший доход, используют показатель рентабельности инвестиций. Эта величина определяет отношение рисков к прибыли, и дает понять, стоит ли рассматривать тот или иной вариант для инвестирования.

Что такое рентабельность инвестиций

Главная цель инвестирования – получение прибыли. Начинающие инвесторы ошибочно могут полагать, что чем больше инвестируемый капитал, тем выше доход. Несмотря на то что инвестирование считают пассивным видом заработка, оно требует тщательных расчетов. Это значит, что инвестировать в любой предложенный проект нельзя. Перед принятием решения о вложении в проект, требуется определить рентабельность. Инвестор должен понимать, является ли бизнес (или будет ли являться в будущем, если это стартап) прибыльным.

Это не значит, что вкладывать можно в тот проект, где доход будет превышать вложения. Даже если это и так, показатель может быть минимальным, и срок окупаемости инвестиции может затянуться, что сильно увеличит риски.

Итак, рентабельность инвестиции – это показатель эффективности применения капитала (собственного или заемного), инвестированного в деятельность предприятия на долгий срок. Этот коэффициент равен отношению балансовой прибыли к среднегодовой стоимости или собственного (заемного) капитала.

Чаще всего в профессиональных кругах для определения этого понятия используют аббревиатуру ROI – return on investment или ROR – rate of return, имея в виду окупаемость вложений. Поэтому встречая в финансовых бумагах ROI, инвестор должен четко понимать, что это важный показатель отдачи на вложенный капитал.

ROI – это коэффициент, который показывает не четкий уровень доходности, а лишь ориентировочные цифры, прогноз потенциальной прибыли. Несмотря на это, его оценка поможет определить, стоит ли инвестировать в этот проект, или рентабельность капитальных вложений в другой окажется выше.

РОИ

Коэффициент рентабельности инвестиций ROI: расчет и анализ показателя

Рентабельность характеризует применение материального ресурса (капитала), при котором покрываются текущие расходы и образуется прибыль. То есть, изначально подразумевая рентабельность инвестиции, следует говорить о прибыльности каждой взятой компании или предприятия. Прибыльность рассчитывается двумя способами:

  • Относительный показатель указывает именно рентабельность и измеряется в формате коэффициента либо в процентном соотношении.
  • Абсолютная величина показывает прибыль в конкретном денежном эквиваленте (то есть, сумму чистой прибыли, которая была получена за определенный отрезок времени от инвестиционной деятельности).

Эти два метода анализа ROI не взаимоисключающие, а дополняющие. Инвестору важно при принятии решения рассчитывать прибыльность как с помощью относительного, так и абсолютного способа.

На оба значения будет оказывать сильное влияние уровень инфляции, но не объемы доходов. При принятии решений также важно сравнивать итоговые показатели расчета с плановыми значениями предыдущих периодов и данными других предприятий (если это возможно). Только такой подход позволит произвести объективную оценку финансовых вложений в бизнес.

Для определения рентабельности важно конкретизировать доход от финансовых вложений. Для этого проводится анализ предприятия и финансовых ресурсов в несколько этапов:

  1. Финансовый анализ компании.
  2. Расчет размера инвестиции, необходимой для полноценного функционирования компании и получения чистой прибыли.
  3. Определение эффективности решения и расчет индекса нормы доходности инвестированного капитала.
  4. Учет дополнительных факторов при расчете. Чаще всего фундаментальных аспектов: инфляции, изменений конъюнктуры рынка сбыта.

Результаты, полученные от расчета методом рентабельности инвестиций, важно сравнивать с плановыми цифрами.

Коэффициент окупаемости в человеческий капитал показывает не среднегодовое значение, а величину общего периода инвестирования. То есть, рентабельность инвестиций – это показатель эффективности вложений за полный период инвестирования.

Если инвестиционный проект не является стартапом, то обязательным фактором при расчете будет показатель возврата на инвестиции за прошлые периоды. Это позволит составить более точный прогноз и выявить существующие проблемы как в работе предприятия, так и в процессе инвестирования.

Рентабельность капитальных вложений имеет более широкое значение и рассчитывается не только при вложении в каждую организацию и предприятие. Его используют при работе со всеми финансовыми инструментам на долгосрочную перспективу.

Доходность инвестированного капитала также рассчитывается при альтернативных вкладах:

  • депозит в банке или других финансовых структурах;
  • инвестирование в ПАММ-счета и другие виды доверительного управления;
  • вклады в различные инвест-портфели;
  • вложения в биржевые инструменты на долгосрочную перспективу.

Прибыль от инвестиций требует контроля. Это умение управлять не только уровнем доходности, но и инвестиционной деятельностью. Если сегмент для денежных вливаний кажется привлекательным, но при расчете инвестор не получил ожидаемого коэффициента окупаемости, то можно предпринять и другие действия с помощью инвестиций. К примеру, увеличение рентабельности продаж, оборота и перевода реальных активов.

Расчеты на калькуляторе

Как рассчитать ROI: формула и примеры

Расчет ROI может производиться несколькими способами. Тем, кто хочет упростить себе жизнь и не заниматься рутиной, можно использовать различные программы, онлайн-калькуляторы, таблицы Excel. В них нужно просто ввести нужную формулу доходности, и расчет будет проходить автоматически.

Можно также нанять специалиста, который знает, как считать. Это может быть бухгалтер, финансист, доверительный управляющий или опытный инвестор. Но для начала лучше самому научиться понимать все факторы и рассчитывать коэффициент возврата инвестиций, чтобы самостоятельно управлять своим капиталом и понимать, как используются деньги.

Применяется 3 распространенных метода расчета окупаемости инвестиций:

  1. Первая формула рентабельности инвестиций – это отношение дохода (до уплаты налогов) к активам компании (то есть, затраченным суммам на производственные мощности и их оценки с учетом износа на конец действия вложения).
  2. Вторая формула – отношение дохода (до уплаты налогов) к объему продаж, умноженное на отношение объемов продаж к активам компании.
  3. Третья – рентабельность реализации в процентах, умноженная на оборачиваемость активов компании.

Каким способом можно получить более точный результат, определить невозможно. Вернее, каждый из этих вариантов является правильным. Дело в том, что рентабельность вложений – довольно широкое понятие, и трактоваться может по-разному для каждого отдельно взятого сегмента бизнеса, учитывая его специфику.

Универсальная формула ROI

Во всех трех формулах главными критериями для повышения РОИ являются увеличение уровня доходности от реализации и оборачиваемость активов.

Исходя их этого, выводится оптимальная формула, которая может быть применима в любой сфере бизнеса (учитывая отдельные нюансы, конечно).

Рентабельность инвестиций

Приведем конкретный пример расчета. Предприниматель решил совершить покупку торгового инструмента, например, возьмем популярные нынче криптовалюты. Сумма – инвестиции $100. Цена одной монеты измеряется в $20. Инвестор ожидает через некоторое время роста цены в $25 за единицу, после чего продает ее. Прибыль составляет 25 долларов. Таким образом:

ROI=(125-100)/100*100%=25%

ROI (рентабельность) будет равняться 25%. Эту цифру можно считать хорошей. Но это только статистический метод. Здесь нельзя посчитать другие важные факторы – инфляцию, волатильность актива, в общем, любые торговые и неторговые риски. Кроме того, показатель не является фиксированным. Он может варьироваться в связи с изменением цены актива. Поэтому важно делать периодический перерасчет.

Как видно в примере, формулу можно применять при инвестиционных стратегиях в спекулятивные активы – Форекс, биржевые инструменты, криптовалюты,

Этот метод можно использовать если нужно быстро рассчитать несколько проектов и узнать, какой из них будет наиболее привлекательным. Нужно будет знать такие данные:

  • себестоимость – затраты на производство товара, включающие в себя расходы на сырье, производственную мощность, маркетинг;
  • доход – итоговая прибыль, полученная после продажи услуг и продуктов;
  • сумма инвестиций – общий объем вложенных средств.

Формула индекса рентабельности инвестиций PI

Также рентабельность можно рассматривать с помощью индекса PI (индекс рентабельности инвестиции PI – profitability index).

Он рассчитывается как отношение суммы дисконтированных денежных потоков к начальной инвестиции. Сокращенная формула выглядит следующим образом:

Формула PI

  • PI – индекс рентабельности;
  • NPV – сумма дисконтирования денежных потоков;
  • I – первоначальная инвестиция.

Но NPV рассчитать довольно сложно, особенно новичкам. Поэтому доверить это лучше профессионалам. Для тех, кто принял решение рассчитывать все самостоятельно, формула расчета денежных потоков (NPV) будет выглядеть следующим образом:

формула NPV

  • NPV – сумма дисконтирования денежных потоков;
  • n, t – временные периоды;
  • CF – поток платежей (то есть CFt – платеж через t лет);
  • R – ставка дисконтирования.

Этот показатель позволяет ранжировать проекты при ограниченных инвестиционных ресурсах и выбирать только те, что обеспечат большую эффективность вложений. Эта формула является очень эффективной при инвестиции в высоковолатильные инструменты, в частности, криптовалюту.

Формула не подходит для спекулянтов, которые инвестируют в активы в краткосрочной перспективе, в течение дня или недели.

Какой показатель считается хорошим?

Каким должен быть показатель рентабельности инвестиций? Точка безубытка равна двадцати. Это значит: если при расчете уравнение показало 10, такая инвестиция является нерентабельной. Если получилось 20, инвестору удастся только отбить вложения, а дальше пойдет чистая прибыль.

ROI может быть показателем эффективности при выборе проекта. Если по формуле ROI привлекательным проект можно считать с коэффициентом рентабельности инвестированного капитала свыше 20%, то в PI будут иные значения

Если PI определяется как меньше 1, такой показатель отрицательный, и инвестирование в этот проект можно считать нерентабельным. Средней нормой является 1: в этом случае можно рассматривать инвестиционный проект более детально – это нормативная доходность. Если же выше 1 – то, скорей всего, это перспективный проект с высокой доходностью (без учетов рисков). Такими вычислениями занимаются аналитические подразделы всех серьезных компаний.

Из других недостатков этого метода можно отметить то, что чем дольше срок вклада, тем меньше становится точность прогноза результата. Таким образом увеличивается погрешность PI.

Читать статью  Банки снижают проценты по вкладам. Что делать в текущей ситуации? | Спецпроект Комсомольской правды

Расчет коэффициента рентабельности инвестиций в бухгалтерском учете

Рентабельность вложенного капитала в бухгалтерском учете рассчитывается иначе. ROI также ориентируется не на оценку денежных вкладов, а на прибыль бизнеса.

Этот коэффициент показывает соотношение среднего значения дохода предприятия по бухгалтерским отчетам к среднему значению денежных вливаний. Но в отличие от предыдущих формул, расчет этого показателя происходит на основе прибыли до оплаты процентных и налоговых издержек (EBIT – earning before interest and tax) или с учетом дохода после оплаты налоговых платежей, но до вычета процентных (то есть, EBITx (1-H), H — налог на прибыль).

Чаще всего применяется второй вариант (то есть, после оплаты налога), так как он лучше указывает на выгоду, полученную от деятельности компании. При подготовке проекта или старта инвестиционных вливаний, очень важно обсуждать, какой метод анализа будет использован.

Первый метод базируется на определении ROI, в котором прибыль за год относится к показателю используемых финансовых вливаний. При этом величину годового дохода нужно рассчитывать до того года, когда будут полностью созданы производственные мощности. Для того чтобы уменьшить погрешность, расчет ROI также ведется для каждого года реализации проекта в отдельности.

В случае второго метода показатель рассчитывается не как отношение дохода за определенный год, а как среднегодовая величина к первоначальным инвестициям. При этом учитывается срок годовой амортизации для производственных мощностей.

К примеру, если компания приобретает установку стоимостью в 100 млн руб. для использования в течение 5 лет, и прирост прибыли составит около 40 млн руб., то ROI составит 20%.

Есть и третий вариант аналитики рентабельности, при котором за основу берется не первоначальная инвестиция, а средние финансовые вливания, то есть средний показатель активов, которые будут приобретены за период работы инвестиционного проекта. В этом случае можно использовать обе формулы расчета рентабельности.

Первую легче использовать, если оборудование, приобретенное за счет инвестиций, не будет продано по остаточной стоимости. Тогда за основу принимается исключительно бухгалтерский доход, уже за вычетом амортизационных отчислений.

Вторая формула эффективно применяется, если производственные мощности, которые были созданы за счет инвестиций, реально продать по остаточной стоимости, с учетом изношенности, и тогда этот фактор окажет влияние на уровень окупаемости инвестпроектов.

Формула расчета рентабельности инвестиций в бухгалтерском учете

Сумма инвестиции, к которой определяется рентабельность, будет рассчитываться как среднее между стоимостью оборудования на начало и конец учитываемого отрезка времени. Поэтому формула расчета возврата на капитал приобретет такой вид:

Формула ROI в бухгалтерском учете

Где:
ROI – рентабельность инвестиций;
E(1-H) – показатель прибыли за вычетом налогов;
H – как уже говорилось, величина ставки налогооблагаемой прибыли;
C 2 – стоимость активов по балансу (производственных мощностей) на конец периода;
C 1 – стоимость всех активов (производственных мощностей) на начало периода;
(C 2 –C 1 ))/2) – среднегодовая стоимость инвестиции, которая рассчитывается как среднее между учетной стоимостью активов на начало и конец периода вложения.

Эффективность ROI в бухгалтерском учете и недостатки

Финансовый показатель окупаемости инвестиционных проектов нужно сопоставлять с другими бухгалтерскими показателями, и общее значение будет свидетельствовать о рентабельности предприятия, что позволит оценивать его бизнес-привлекательность. Четкость этого метода позволит не только стимулировать сотрудников, но и привлекать дополнительные инвестиции.

Но есть у этого метода и недостатки. При расчете во внимание не принимается динамическая ценность финансов во времени (то есть, она может меняться), и не различаются данные инвестиций, которые возникают из-за разной продолжительности эксплуатации активов, приобретенных за счет первоначальных вливаний.

Также могут возникать случаи, при которых значения рентабельности могут приравниваться к показателям внутренних норм доходности. Эти ситуации возникают при таких факторах:

  • Когда деньги инвестируются в предприятия с безграничным сроком, где имеется равенство вливаний финансов за год.
  • Когда общая сумма амортизационных отчислений будет приравниваться к сумме, необходимой для полной замены выбывшего из процесса устройства.
  • Оборотный капитал не будет меняться за весь период реализации инвестиционного проекта.

Важно! Такие методы оценки предоставляют приблизительные данные. В более точной оценке помогут другие критерии:

  • интегральная эффективность затрат;
  • коэффициент финансовых оценок отдельно взятого проекта (рентабельность, ликвидность, финансовая устойчивость);
  • точка безубытка и так далее.

Также для финансового плана понадобится определять такие факторы, как сальдо реальных накопленных средств, поток реальных средств, сальдо реальных средств.

ROI в маркетинге (ROMI)

Как известно, инвестиции требуются не только в производстве. Придется вкладывать и в маркетинг, который также должен принести прибыль.

В аспекте инвестиций в маркетинг также можно говорить об их рентабельности. Десять рублей, затраченных на рекламу, на выходе могут принести 40. Поэтому надо знать, что такое термин ROMI (от английского return on marketing investment, то есть возврат на маркетинговые инвестиции).

ROI и ROMI, в принципе, одно и то же, только РОМИ используется в более узком сегменте. А точнее, чаще всего его применяют маркетологи.

ROMI также будет иметь погрешности, ввиду того что при его анализе не учитываются финансовые и бухгалтерские аспекты. Как и в других случаях, существуют различные формулы, но базовым является следующее вычисление:

ROMI

Итак, если результаты оказались меньше 100%, то это значит, что проект не будет иметь возврата инвестиций в маркетинг. Важно заметить, что для стартапов на начальном этапе проведения маркетинга, такой результат может быть нормой.

Если результаты равны 100% или больше, это значит, что инвестиции на маркетинг полностью окупаются и приносят доход, и это норма прибыли на вложенный капитал.

Этот показатель очень часто применяется именно в интернет-маркетинге:

  • Прямые продажи с помощью рассылок, товаров и услуг.
  • Обратная связь с клиентами, своевременное реагирование и разрешение конфликтных ситуаций помогает поднять репутацию и, как следствие, привлечь большее количество клиентов.
  • Различные программы лояльности, которые заключаются в сборе информации о клиентах с целью проведения мероприятий.
  • Мероприятия по сбыту товаров (sales promotion) – акции, бонусы и т. д.

Понятие ROMI или Marketing ROI тесно связывают именно с интернет-деятельностью. Для продвижения продукта и привлечения клиентов предприниматели используют каналы рекламы Яндекс.Директ, Google AdWords (подробнее о партнерской программе Яндекс.Директ вы сможете узнать вот здесь). Поэтому говорить о рентабельности инвестиций в маркетинг принято в аспекте конверсии, полученной от рекламы. Именно конверсия будет главным фактором, определяющим ROMI.

Однако такой подход позволяет подсчитать ROMI только для некоторых опций маркетинга. Для большинства важнейших инициатив определить, окупается ли инвестиция от маркетинга, невозможно. В первую очередь ввиду того что маркетинговые кампании носят комплексный характер – акции, упаковки, дополнительные подарки. Определить, какой из процессов дал какую конверсию, практически невозможно, а затраты на них могут быть абсолютно разные. Кроме того, маркетинговые исследования вряд ли можно анализировать в аспекте ROI.

Тем не менее, при помощи ROMI предприниматели получают возможность проводить анализ тех сегментов, отдача которых не оправдывает финансовые вливания, и диверсифицировать капитал в более перспективные направления.

Но одного показателя окупаемости маркетинговых инвестиций недостаточно для настройки полноценной программы на максимальную прибыль. Ощутимый результат он сможет принести только в совокупности с другими инструментами продвижения и необходимыми данными, а также при четком контроле и аналитике всех аспектов бизнеса.

Рентабельность инвестиции – относительный показатель. Не стоит на него ориентироваться, как на аксиому. Только общий анализ бизнеса, постоянные исследования всех его сегментов и аналитика рисков помогут принести прибыль. Приведено несколько примеров, и в них видно, что при одних и тех же цифрах возможны некоторые различия в расчете. Вот почему очень важно подходить комплексно и оценивать полную картину.

Анализ показателя ROI

В данном случае делать выводы из полученной цифры намного легче, чем правильно и обоснованно её вычислить. Возможны всего три варианта:

ROI = 1. Ситуация тоже странная. Однако вполне возможно, что не весь инвестиционный потенциал раскрыт при формировании вероятного дохода. Следует вернуться к подсчётам и всё тщательно перепроверить.

ROI > 1. Инвестиция обещает быть успешной. Впрочем, бдительность не повредит и в этом случае.

Чтобы определить расчётную сумму прибыли, инвестору достаточно отнять от ROI единицу и умножить на остаток (разницу) сумму своего вклада.

Например, ROI = 1,27. Сумма инвестиции составила 100 тыс. руб. Прогнозируемая годовая прибыль – 27 тысяч рублей.

Какой может быть рентабельность инвестиции

Следует помнить о том, что самая высокая рентабельность инвестиций характерна для наиболее рискованных проектов. Чем выше надёжность вложения, тем меньшие дивиденды обещают инициаторы бизнеса. Вместе с тем и низкое значение ROI производит удручающее впечатление: пропадает стимул вкладывать деньги в предприятие, характеризуемое малой доходностью. Как показывает практика, средняя рентабельность инвестиций колеблется в диапазоне от 15 до 25%. Всё, что выше – с большой вероятностью «златые горы». Или «сорок бочек арестантов» — это кому как угодно назвать.

При этом следует учитывать и специфику отрасли, к которой относится предприятие. Торговое дело может приносить инвестору около 25% годовых, а вот сельскохозяйственное производство – вряд ли больше 12%.

Проблемные моменты

Инвестирование всегда сопряжено с риском. Опасность ошибки кроется во многих вероятных обстоятельствах, которые трудно, а порой и вовсе невозможно предвидеть. Вот их самый краткий список:

Трудности оценки выплат будущих периодов. Каждое предприятие в глазах инвестора представляет собой «чёрный ящик», на входе у которого вложенные деньги, а на выходе – возвращаемые ему с прибылью средства. Однако на этот объект воздействует слишком больше количество внешних факторов, несущих в себе угрозу финансовой стабильности. Цены на сырьё, изменения учётной ставки ЦБ, капризы спроса, появление на рынке новых конкурентных предложений – и это далеко не полный список. Бывают ещё и стихийные бедствия…

Сложности дисконтирования инвестиции. Этот прогноз построен на вероятных величинах, но стоимость вложенных денег может резко измениться по целому ряду причин. Например, если инфляция происходит медленно или хотя бы предсказуемо, то всё в порядке. Но бывает и иначе.

Рентабельность инвестиций

Временной фактор. Чем длительней период инвестирования, тем рисков больше. Это понятно каждому: предвидеть события завтрашнего дня легче, чем то, что случится через год или пять лет. Краткосрочные вложения интересуют в основном финансовые пирамиды. Инвестиции в предприятия, работающие в условиях реального рынка, всегда в какой-то мере авантюрны.

Как прогнозировать рентабельность

Оценивать ситуацию постфактум всегда легче, чем проявлять прозорливость. Когда предприятие уже работает, оценка финансовых результатов деятельности представляет собой техническую задачу: можно взять баланс, выбрать в нём нужные строки и определить размер прибыли, а затем, соотнеся его с затратами, получить результат.

Другое дело, когда речь заходит о перспективах. Не всегда очень хорошая идея встречает отклик даже опытных инвесторов.

Пример из истории: бизнес-план Хью Эверетта Мура состоял в развёртывании в США производства разовых бумажных стаканчиков. Сейчас этот товар стал повсеместно востребованным, а тогда, в 1907 году, все банки отказали в финансировании проекта, сочтя продукт никому не нужным. Сумму в $200 тыс. удалось получить от президента Американской консервной компании Грэхема, страдавшего мизофобией, то есть паническим страхом перед микробами.

Есть множество других примеров, но любой предприниматель, столкнувшись с проблемой необходимости привлечения инвестиций, убеждался, что дело это непростое. Всем известно, что прогнозы реализуются далеко не всегда. Вместе с тем, они необходимы – без них шансы на получение оборотных средств вообще нулевые. К счастью, технология определения рентабельности инвестиций уже разработана и признана оптимальной, и не потому, что гарантирует стопроцентную эффективность. Просто ничего лучшего пока не придумано.

Расчет рентабельности

Рентабельность инвестиций выражается процентом прибыли, получаемой инвестором после реализации коммерческого проекта.

Иными словами, вкладывая средства, участник инвестиционного рынка желает знать, сколько центов (копеек) принесёт ему в год каждый вложенный доллар (рубль). Если ту же мысль выразить сухим языком математики, то рентабельность — это отношение сумм дохода инвестора и инвестированных им средств.

Составить мнение о прибыльности бизнеса можно несколькими способами:

  • Получив доступ к бухгалтерской отчётности и ознакомившись с финансовыми результатами деятельности предприятия;
  • Обратившись к другим инвесторам (акционерам) и узнав суммы их дивидендов;
  • Выслушав аргументы руководителей проекта, нуждающегося в финансировании;
  • Получив реальную информацию по неформальным каналам.

Все эти пути эффективны, но каждый из них страдает своими системными пороками:

  • Баланс постороннему человеку, только лишь обещающему дать деньги, могут и не показать;
  • Инвесторы, имеющие опыт вложения в данное предприятие, не всегда скажут правду;
  • Инициатору проекта тоже особой веры нет – он лицо заинтересованное;
  • Неофициальные источники не надёжны, а пользование ими – дело авантюрное и не всегда законное.

Наиболее объективную картину показывает метод расчёта коэффициента рентабельности инвестиций, хотя и он не лишён недостатков.

Источник https://2domains.ru/blog/formula-roi-chto-eto-takoe-kak-rasschitat-i-ispol-zovat-na-praktike

Источник https://neiros.ru/blog/analytics/chto-takoe-roi-i-kogda-ego-nuzhno-schitat/

Источник https://delen.ru/investicii/rentabelnost-investicij-roi.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.